Минкульт: арендатор пивзавода на Волочаевской, заявляющий о сохранении культурного наследия, ни разу не обращался с таким намерением

2 views

Омичи давно могли наблюдать за тем, как ветшает прекрасный образец кирпичного стиля в промышленной архитектуре, как рушится кладка, а в диких зарослях вокруг вырастает свалка. Проблему сохранения памятника, а также законности его использования подсветил публичный конфликт между фотостудией, размещавшейся в здании, и компанией, предоставляющей площади.

Государственные винные склады, военный госпиталь, производство бомб и пивзавод — всё это здание на улице Волочаевской, 9. У памятника регионального значения, построенного на рубеже XIX—XX вв.еков, богатейшая история и неопределённое будущее. Пока архитекторы и урбанисты представляют эскизы реконструкции и проекты широких возможностей того, каким притягательным могло бы стать организованное здесь общественное пространство, всерьез зданием никто не занимается. Есть локальные ремонтные работы, которые, как оказалось, никак согласованы, и единичные «арендаторы», подписывающие договоры о совместном безвозмездном пользовании.

Завуалированные отношения

Об этом на днях заявили в фотостудии «1901», которая до последнего времени занимала в здании помещения, опубликовав посты в соцсетях.

«Всё оформлено по «договору безвозмездного пользования» с НКО «Патриотический союз», где директором является некая Варлакова, которую мы так ни разу и не видели. Вместо нее везде фигурирует Парадеев Андрей Александрович. Он организовал компанию ООО «Партнёр сервис» <…>. НКО не может получать доход или заключать коммерческие договора, значит это на себя возьмёт обслуживающая компания «Партнёр сервис», которая непонятно что обслуживает. Как было у нас: мы подписываем договор о совместной деятельности и безвозмездном пользовании с НКО и сразу подписываем договор с «Партнёр-сервисом» якобы на обслуживание сетей, коммуникацией с фиксценой 300 рублей за кв.м.», — рассказали в студии.

Она работала в здании четыре с половиной года. За это время своими силами, а также с помощью других предпринимателей был проведён ремонт отдельных помещений, инженерных сетей. Недовольство не совсем законным сотрудничеством, судя по посту, возникло, когда владельцы студии захотели её продать за 1,65 млн рублей, но Парадеев, по их словам, заявил о резком повышении аренды и о новых желающих занять помещения.

Общественники по реестру

Согласно ЕГРЮЛ, «Омский патриотический союз» зарегистрирован как «региональная общественная организация по сохранению объектов культурного наследия» в декабре 2015 года, прописан по соседству — в элитном жилом доме с административными помещениями. Компания числится в реестре некоммерческих организаций (НКО) Минюста РФ. Бессменным директором является Елена Варлакова, учредителями, помимо неё, — Евгений Криворучко и Александр Шашков. Каждый из них при этом числится учредителем еще десятка действующих и ликвидированных юрлиц в области права, строительства, торговли.
Как отмечают специалисты, по документам «Омский патриотический союз» — это НКО с уставом, ставящим целью сохранение культурного наследия, а по факту — «род деятельности неизвестен». Организация получила в безвозмездное пользование здание бывшего пивзавода в июне 2016 года. Договор сроком на 49 лет был заключён с территориальным управлением Росимущества. По условиям, компания могла вести общественную деятельность, устройство мест отдыха, общественного питания.
В октябре 2017 года в том же помещении, что и «Омский патриотический союз», прописалось ООО «Партнёр-сервис». Учредителями выступили Наталья Чернова и уже упоминавшийся Парадеев. Последний также является учредителем нескольких строительных компаний (омские ООО «Новострой-Сервис», ООО «Цветной бульвар» и ликвидированное московское ОАО НПП «Современные строительные конструкции») и медицинской клиники ООО «Альфа-Эмбио». Судя по появляющейся наружной рекламе и публикациях в СМИ, дела у неё идут неплохо.

Охрана наследия

Как подтвердили 12 каналу в минкульте, НКО по условиям договора с Росимущества не имеет права сдавать помещения объекта культурного наследия в аренду, но у фотостудии был договор, который формально не считался арендным. Он описывал некую взаимную деятельность — творческую, общественную.

Также выяснилось, что к ремонтным работам, которые проводила студия, тоже есть вопросы: они велись без согласования проекта, без прохождения историко-культурной экспертизы.

«Мы провели визуальное обследование состояния объекта, направили письмо в ТУ Росимущества о том, что на протяжении ряда лет никаких работ по сохранению памятника не ведётся, хотя есть охранное обязательство с четкими сроками», — прокомментировал 12 каналу глава управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия областного минкульта Олег Плющаков.
По словам специалиста, провести обследование раньше (или чаще) ведомство не могло: по закону, выходить на объект можно раз в 5 лет. «Руки связаны» в защиту предпринимательства от излишнего давления проверками.

«К нам никто за эти 5 лет не обращался ни за согласованием проекта, ни за разрешением на проведение работ», — отметили в управлении.
Акт обследования лёг в основу административного производства в отношении союза. В сентябре ему присудили штраф за непроведение работ по сохранению объекта. Хотя ответчик обосновывал промедление тем, что ему необходим земельный участок, на котором расположен памятник, суд этот довод не поддержал. Компании дали год на то, чтобы разработать проект и начать производственные работы.

В свою очередь, оперативно пояснить ситуацию 12 каналу в ТУ Росимущества не смогли. Договор с НКО подписывал бывший глава Алексей Антипов. Затем ведомство недолго возглавлял в качестве исполняющего обязанности Рустем Маметов, сейчас врио главы является Владимир Ершов.

Тем не менее, по словам представителей фотостудии, 19 октября этого года на пивзаводе была проверка Росимущества.

«Когда был на приеме у директора из Москвы (Меметов Рустем Серверович), он вник в вопрос и при своём врио Ершове В.А. сказал, «как вообще организация сразу получила этот объект? Ведь за 5 лет ничего не изменилось вообще со знанием и сроки из года в год переносят, а теперь они вообще пришли подавать на приватизацию земли вокруг завода на Волочаевской, мотивируя это тем, что без земли невозможно провести восстановительные работы». Вроде бы все всё поняли. Но Рустем Серверович вернулся в Москву, и мы уверены, что он бы довёл дело до конца, так как нарушены как минимум 3 основных пункта договора. Врио Ершов, изучая все документы, ответил: «не вижу ничего противозаконного в договоре, так как нет ни слова про аренду между вами, и НКО, и «Партнёр-сервисом». Согласны, нет ничего такого, ну, а факт остаётся фактом», — рассказали в фотостудии.

Повод не только для административного дела

Была на пивзаводе и полиция: студия не может получить назад свое имущество. По факту самоуправства зарегистрировано заявление, подтвердили 12 каналу в региональном УМВД.

«Парадеев звонком охране говорит не пускать нас. По документам, нам НКО должны возместить затраты, а точнее, 50% от коммунальных услуг — это 1 млн. За все года. Удерживая вообще все имущество, пропадает эквайринг из опечатанного кабинета. Опечатывали мы все с полицией. Все было задокументировало с участковым, фото и видеофиксация есть. По итогу сейчас оно снова сдаётся в аренду под видом договора, как и у нас», — добавили представители фотостудии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кроме того, по запросу правоохранительных органов информацию, касающуюся здания на Волочаевской, предоставляло управление минкульта по охране объектов культурного наследия. По информации 12 канала, по мотивам публикаций проверку планирует и региональная прокуратура.