Он создан по формуле «музея внутри музея»: русская классика, свобода идеи, современные технологии и реальные факты.
Вот из чего состоит выставка омского художника Игоря Николаева, которая посвящена 200-летию Фёдора Достоевского. В ней различными техниками и материалами рассказывают посетителям как о биографии великого русского писателя, так и об эпохе, в которую он жил и творил.
«Проект предполагает систематизацию знаний. Чтобы понять произведения Достоевского, а они очень сложные, нужно это систематизировать. Да и сам Достоевский очень многогранный. Некоторые экспонаты — вне реальности. Поэтому в таком формате Фёдор Михайлович может даже ожить. Ненадолго, но ожить», — комментирует Игорь Николаев.
К слову, сам «оживший» писатель XIX века на выставку и проходящих мимо него людей смотрит с тенью улыбки — с экрана телевизора: вдохнуть жизнь в фотографию и превратить её в видео Николаев смог, используя нейросети.
Выставка выглядит как кабинет коллекционера из параллельной реальности: реконструкции, фотографии, комиксы, архивные документы. В произведениях использовались копии черновиков и записных книжек Достоевского, все это воплощено в каллиграфии и графике.
«Я посвятил целую серию своих иллюстраций ненаписанным произведениям. Часть была просто не написана. Но остались его дневниковые записи, схемы будущих произведений, где он разрабатывал литературные ходы. И всё это легло в основу иллюстраций. Он не везде успел реализоваться, а я ему словно в этом немного помог», — рассказывает Николаев.
Всё это воссоздано и восстановлено Николаевым. Экспонаты из фантазий находятся в зале, который называется «Музей редкостей великого писателя»: паспорт к кинескопу, арт-объект «Пушкин жив», редчайшие издания произведений многоуважаемых Смехова и Чиновникова и утраченный альбом семьи Достоевских. Последний, кстати, был реконструирован с помощью творческого метода интерпретации.
Причём с самим Достоевским напрямую связаны не все «коллекционные предметы». Это авторский анализ эпохи, благодаря которому можно немного иначе взглянуть на весь XIX век. Так, некоторые фотографии настоящие, но другие — творческое воплощение.
«Я как реконструктор, который реконструирует то, чего никогда не было», — объясняет художник.
Текст: Асель Карабалинова.