В преддверии возможного саммита Владимира Путина и Дональда Трампа в Будапеште центральной задачей становится не дипломатия, а обеспечение безопасности полёта российского лидера. Воздушное пространство вокруг Венгрии считается недружественным, а выбор оптимального маршрута для борта №1 превращается в настоящую головоломку, требующую тщательного анализа. Отсутствие общей границы с дружественными странами и выходов к морю у Венгрии лишь осложняют задачу, превращая логистику, по сути, в выбор наименьшего из зол.
Военный корреспондент Александр Коц отмечает, что прямой пролёт над территорией Украины, несмотря на его символическую ценность, категорически исключён. Такой маршрут создаёт чрезмерный риск для борта №1, и рассматривается скорее как мечта, чем как реально безопасный вариант.
«Было бы, конечно, символично пролететь напрямую над Украиной. И с высоты наблюдать вспышки рвущихся от гнева дуп. Но этот маршрут, пожалуй, из разряда помечтать. Слишком очевиден риск атаки на борт №1», – пишет журналист.
Возможные альтернативы маршрута, по мнению военкора, включают пролёт через Белоруссию и Польшу с заходом в Словакию, перелёт через Черное море и Румынию, а также северный путь через Балтику, Германию и Австрию. Однако все эти варианты несут значительные риски, связанные с плотной зоной натовских ПВО и активностью украинских вооружённых сил, а также угрозой появления «неопознанных» беспилотников. Наиболее вероятным и безопасным эксперт считает маршрут через Каспий, Иран, Турцию, Средиземное море, Черногорию и Сербию, который минимизирует прямой контакт с зонами повышенной угрозы.
Авторы канала «Мэйдей. Хроники пикирования» предлагают более детальный анализ, выделяя три возможных маршрута для борта №1, каждый из которых представляет собой отдельную геополитическую конструкцию. Пролёт через Белоруссию и Польшу эксперты характеризуют как крайне рискованный и самоуверенный, поскольку маршрут проходит через плотные зоны натовских ПВО, а также под угрозой действий Украины и нестабильной политической среды. Несмотря на возможное прикрытие со стороны белорусских сил и ядерное сдерживание, риски для безопасности сравнимы с полётом через грозовой фронт.
Южный расширенный маршрут — Москва, Каспий, Азербайджан, Анкара, Сербия, Венгрия — выглядит длиннее, но полностью выводит полёт из-под прямого контроля НАТО. Эскорт по пути обеспечивают ВВС Азербайджана, Турции, Сербии и Венгрии, что создаёт надёжную систему защиты и обеспечивает стратегическую страховку на протяжении всего маршрута.
Самым безопасным, по мнению экспертов, считается южный путь через Турцию и Сербию. Турецкая сторона, в частности, Эрдоган помнит, кто его спас, Сербия выступает союзником, а Венгрия гарантирует неприкосновенность воздушного пространства. Обсуждается также возможность эскорта со стороны ВВС США — мера экстраординарная, но рассматриваемая как дополнительная защита. Эксперты подчёркивают, что, хотя вероятность прямой атаки крайне мала, существует множество «серых сценариев» и потенциальных угроз.
Любая попытка принудительной посадки или перехвата будет рассматриваться как агрессивное действие, способное вызвать международный резонанс и масштабную эскалацию конфликта.
Самолёт президента РФ — это не просто транспортное средство, а настоящая летающая крепость. Ил-96-300ПУ оборудован высокозащищённой системой обороны, включающей комплексы радиоэлектронной борьбы, лазерные установки и бронирование. Полёт борта обеспечивается эскортом истребителей и поддержкой самолётов-ретрансляторов, что делает его самым защищённым в условиях небоевых угроз.
«В любом случае, непростая задачка для наших спецслужб в целом и ФСО в частности. А уж британцы со своими самостийными питомцами как сейчас расстараются, чтобы устроить какую-нибудь гадость…», — резюмирует Александр Коц.