Dark Mode Light Mode

Путин и Трамп договорились. Россию и США соединят. Смотрите на карты

Путин и Трамп договорились. Россию и США соединят. Смотрите на карты

Сенсация случилась после разговора Путина и Трампа. Миллиарды долларов в мерзлоту. Фантазия или символ разрядки?

Разговоры Владимира Путина и Дональда Трампа заканчиваются, как правило, важными сообщениями для всего мира. Вчерашняя беседа ознаменовалась, можно сказать, сенсацией. И удивительно – она не касается военной операции на Украине, передаче «Томогавков» и ядерного оружия.

Внезапно, после общения двух лидеров один из ключевых русских переговорщиков Кирилл Дмитриев в социальной сети раскрыл часть данных из советских документов о Джоне Кеннеди. Был опубликован фрагмент карты, на котором от руки ручкой нарисована схема пути, соединяющего Чукотку с Аляской, и надпись на английском: «Мост Кеннеди-Хрущёва можно и нужно построить между Аляской и Россией немедленно». Как пишет «КП», документ является частью письма гражданина США Дага Сандстрема, которое тот отправил на имя Никиты Сергеевича в связи с убийством Кеннеди.

Путин и Трамп договорились. Россию и США соединят. Смотрите на карты

Вторая схема касалась планов сегодняшнего дня, предложение было обновлено в связи с новыми политическими реалиями. Современный план – прорыть тоннель, соединяющий Россию и США, под Беринговым проливом, назвав его «Путин – Трамп туннель».

Сумма неподъёмная

По расчётам, строительство самого сооружения стоило бы 65 млрд долларов, но современные технологии, вроде тех, что использует компания Илона Маска The Boring Company, могут снизить цену до 8 млрд. Дмитриев даже поставил тег с именем предпринимателя.

План моста был частью пакета архивных документов, переданных соратнице Трампа Анне Паулине Луне. Мало кто помнит, но убийца Джона Кеннеди, Ли Харви Освальд, попросил убежища в СССР, был устроен токарем на завод в Минске, но через три года вернулся в Америку.

Технологически строительство тоннеля выполнимо, методы рабочие. Глубина пролива примерно 50 м, как и Ла-Манш, где подобное сообщение уже есть. Но условия куда суровее – вечная мерзлота, пятидесятиградусные морозы, дрейфующие льды.

К тому же в России и Америке разная ширина железнодорожного полотна, а значит, нужны специальные станции, где вагоны будут ставить на подходящие колёсные базы.

В 90-е годы прошлого века экономист и инженер Виктор Разбегин вместе с активистами Аляски даже делал проект. Согласно предварительным разработкам, Россия должна была бы построить 4 тыс. км железной дороги, а США – 2 тыс. Нужно было проложить три туннеля (два основных и один технический), а также возвести сервисные станции на островах Большой и Малый Диомид. Общая стоимость строительства сразу же взлетала до $250 млрд. Предлагалось одновременно протянуть по дну Берингова пролива нефте- и газопроводы.

Плохой символ

При всей чисто умозрительной привлекательности «моста», соединяющего Америку и Россию, есть много факторов, которые делают проект фантазийным.

В 60-е годы прошлого века такое сооружение должно было символизировать дружественные отношения между СССР и США. Но Кеннеди был убит, Хрущёва сняли, а дружбы между странами так и не случилось. После встречи двух лидеров ядерных держав на Аляске в Анкоридже наметилось потепление. Но, памятуя то, чем окончилась предыдущая инициатива, вряд ли стоит возвращаться к таким символам.

Сделать проект рабочим без согласия Канады, чья территория будет задействована, невозможно. Учитывая политическую позицию этой страны, план становится невыполнимым.

Строительство нефте- и газопроводов, конечно, облегчат логистику поставки сырья из США в Китай. Но, спрашивается, зачем России давать такие преференции конкуренту?

Впрочем, в США не прочь помечтать, с учётом любви к строительству у Трампа. Десять лет назад американский журнал Atlantic с горечью писал:

США не готовы осуществлять нечто подобное, «великое и безумное», ведь среднестатистическая жительница Нью-Йорка «стоит в пробках в метро, ожидая подземного проекта Манхэттена: всего лишь 33 квартала путей для призрачной линии метро на Второй авеню, которую уже так долго обещают построить».

В России задаются другим вопросом. В частности, телеведущий Руслан Осташко спрашивает:

Эта идея – больше фантастика или символ разрядки и начала новой геоэкономической эпохи?