Ведутся разговоры о продаже и рецептурных препаратов онлайн.
С 1 сентября в России исключено требование о наличии у аптеки не менее 10 мест осуществления фармдеятельности на территории страны для того, чтобы получить право на дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Напомним, что в апреле 2020 года был принят закон об онлайн-продаже безрецептурных лекарств. А в августе года текущего в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Аптеки на удаленке: когда в России начнется онлайн продажа рецептурных препаратов»
Аптечные сети по всей России подключаются к реализации лекарственных препаратов дистанционным способом. Аналитики фиксируют рост онлайн-продаж почти на 9%, но есть на рынке и исключения, где доля дистанционных продаж составляет от 30 до 50%. С каждым днем появляется все больше желающих продавать дистанционно и рецептурные препараты. Уже определены пилотные регионы, где появится такая возможность – Москва и Белгородская область. Но запуск постоянно откладывается из-за риска попадания в сеть недоброкачественных препаратов, хотя эксперимент по внедрению в стране проекта «Электронный рецепт» начался еще пять лет назад. Аптеки и пациенты снова подняли этот вопрос, ставший как никогда актуальным во время пандемии.
Директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория ПРЕСНЯКОВА отметила, что для перехода на онлайн-работу аптекам необходимо государственное регулирование. Пока что, по ее словам, система электронного рецепта отдана на откуп в регионы. Как водится, они находятся на разном уровне развития:
– У нас есть Калужская, есть Белгородская области, которые успешно внедрили пилотные проекты. Не могу сказать, что все хорошо, но процесс идет. Впереди, конечно, Москва – система ЕМИАС достойна быть примером для регионов. Главный недостаток взаимоотношений врач-аптека-пациент то, что не все участники находятся в равных условиях. Аптека берет на себя все риски и материальные расходы – в том числе по установке программного обеспечения, интернет-доступу и подключению к системам электронных рецептов.
Фарманалитик, гендиректор компании DSM Group Сергей ШУЛЯК настаивал на том, что успехи цифровизации в любом случае хороши – электронная база больных и выписывание электронных рецептов обкатывались в столице в той или иной форме не менее 12 лет. Любая продвинутая аптека должна быть способна подключиться к сети и по имени, дате рождения, номеру полиса ОМС увидеть, какие лекарства официально выписаны конкретному пациенту. ШУЛЯК подчеркнул, что речь не идет о сильнодействующих и лекарственных препаратах. С другой стороны, конкретно для коммерческих аптек подключение к сети, содержащей всю эту информацию, является своего рода квазиналогом:
– Непонятна в данном случае позиция государства. Почему не сделать единственного официального провайдера, бесплатно оказывающего аналогичные услуги? Если портал ГосУслуги собирает данные по Codid-19 и вакцинации, почему бы туда не добавить и электронные рецепты? В таких вопросах нельзя спешить, система должна быть удобна и для врачей, и для пациентов, и для фармацевтов. Но электронный рецепт – абсолютное благо.
«Удобство аптек – это удобство пациентов» – добавила ПРЕСНЯКОВА. Глава Альянса фармацевтических ассоциаций согласилась, что на рынке должны быть установлены единые правила касаемо электронных рецептов.
Член центральной ревизионной комиссии ОНФ, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий ЖУЛЕВ признался, что не бывает худа без добра: пандемия ускорила продвижение законопроекта о дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами. Вне бушующего коронавируса в ней, в частности, особенно остро нуждаются социально незащищенные группы населения – немобильные люди, пожилые, лица с хроническими заболеваниями. Спикер отметил, что это очень прогрессивное решение, которое будет внедряться еще достаточно долго:
– Дистанционную рецептурная торговлю нужно легализовать, сформировать нормативную базу и запустить пилоты в регионах.
Когда даже приблизительно заработает обсуждаемая система, непонятно. ШУЛЯК пояснил:
– Вопрос не должен стоять «либо электронный рецепт, либо бумажный». Пациент должен иметь право получить бумажную копию. Сейчас перед пациентом в поликлинике или больнице стоит выбор – получить электронный больничный или бумажный. Первый все чаще запрашивают пациенты в Москве и других прогрессивных регионах. Есть много шероховатостей, необкатанных моментов, проблем в софте и прочего… Соответственно, если говорить про всю страну, прямо повсеместного внедрения электронных рецептов не случится никогда, потому что есть регионы, где интернета нет, есть проблемы с телефонной связью. На переход по всей стране должно уйти не менее пяти лет, а то и больше.
Что касается онлайн-заказов лекарств (оформление заказа на сайте и получение препарата в аптеке), то, по словам ШУЛЯКА, в прошлом году они составляли 6% фармацевтического рынка страны, а сейчас уже 9%. Рецептурная доставка препаратов увеличит долю. ПРЕСНЯКОВА прокомментировала:
– На сегодняшний день есть регионы и сети, которые уже давно практикуют онлайн-заказы. Например, сеть «Монастырев» в Приморском крае, у которой онлайн-заказы составляют до 60%. Это наши монстры. Но есть аптеки «со склада», которые только начинают это внедрять, и есть регионы, которые только к этому приходят, кто-то через агрегатора, кто-то самостоятельно. Если возьмем общую цифру, среднюю температуру по стране – это 9%, но онлайн-продажи однозначно растут.
ЖУЛЕВ посетовал, что даже квартиры нынче продаются онлайн, а жизненно важные препараты купить оперативно в Сети нельзя. На его взгляд, та же «Почта России» может доставлять лекарства в отдаленные населенные пункты и даже получить под эти цели лицензию.
Один из каналов реализации препаратов – маркетплейсы. ПРЕСНЯКОВА объяснила:
– К маркетплейсам много вопросов, и мы, безусловно, контролируем процесс. Все должны находиться в равных условиях и ко всем должны предъявляться одинаковые требования. Маркетплейсы будут работать с аптеками на договорных условиях. Вся ответственность при этом ложится на аптеки, и я всегда предупреждаю аптеки, чтобы к каждому такому договору они относились очень серьезно и очень внимательно все просматривали. Я уверена, что на маркетплейсы перейдет лишь небольшая часть препаратов, в основном препараты, которые быстро надо заказать: антигистаминные, противовоспалительные. Не знаю стран, где бы на маркетплейсах продавались рецептурные препараты.
Спикер продолжила:
– Есть аптеки, которые еще в процессе и думают, они должны сейчас поменять все бизнес-процессы, быть гибкими. По нашим исследованиям, до 80% аптек хотят заниматься дистанционной торговлей.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 августа 2021 года.