Издательство «Родина» переиздало книгу Виктора ГРИШИНА «Катастрофа. От Хрущева до Горбачева» (2021 год; 272 стр.; тираж 200 экз.; 16 +).
В российской истории Виктор Васильевич ГРИШИН (1914 – 1992) отмечен как крупный советский политический деятель. В 1952-1986 гг. был членом ЦК КПСС: в октябре 1964 года именно он подготовил текст заявления Н.С. Хрущева об уходе на пенсию, которое тот и подписал. Издатели полагают, что свидетельства партийного чиновника представляют собой ценные материалы о распаде Советского Союза. В первой части книги автором даны политические портреты, в том числе Никиты Хрущева.
«В печати часто представляют Н.С. Хрущева чуть ли не как гонителя творческой интеллигенции. Это неверно. Он поддерживал талантливых композиторов, художников, артистов, открыто высказывал свои суждения о произведениях литературы и искусства, но никаких гонений на деятелей культуры не учинял».
ГРИШИН полагал, что Андрей Вознесенский и другие неверно описывали встречу с деятелями культуры в Кремле.
«Я был на этой встрече. Н.С. Хрущев резко, но несомненно правильно поправил А. Вознесенского, когда он в конце своего выступления сказал: «Я считаю себя учеником В.В. Маяковского. Он был беспартийным поэтом. Я тоже беспартийный и горжусь этим» (пишу по памяти). Никита Сергеевич здесь вскипел. Встал с председательского места и резко сказал примерно так: «Нашел чем гордиться, он, видите ли, беспартийный. Просто так в партию каждого не принимают, это надо заслужить борьбой за коммунистические идеалы, огромным трудом на благо Родины и народа. В партию принимают только самых лучших людей». Вознесенский сник и сошел с трибуны».
Не обошлось и без воспоминаний о скандальной выставке.
«Сейчас пишут и о якобы недостойном поведении Никиты Сергеевича на выставке картин художников-авангардистов в Манеже в начале 60-х годов. Я также был на просмотре выставленных картин. Останавливаясь у некоторых картин, Н.С. Хрущев действительно говорил, что он не может понять, что изображает картина абстракциониста. «Как корова хвостом прошлась по полотну», – говорил он. Но он не кричал, не ругался. Просмотр прошел спокойно…»
И вообще, утверждал ГРИШИН, «Хрущев проявлял терпение и уважительное отношение к т. н. «инакомыслящим» писателям». Так, например, его усилиями была опубликована повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».