Польшу и Прибалтику соединили трубой. Пока без газа

0 views

На газопроводе, который соединит Польшу и Литву, сварили «золотой стык». Но запуск магистрали ожидается не раньше середины следующего года. Газопровод может понадобиться самой Польше, чтобы принимать грузы СПГ через терминал в Клайпеде.

«Сварен „золотой стык“ на газопроводе GIPL. Соединены газотранспортные системы Литвы и Польши», — написало в Twitter издание BiznesAlert. «GIPL положит конец газовой изоляции стран Балтии и облегчит свободный выбор поставщика, а также закупку газа по конкурентоспособным рыночным ценам. Этот интерконнектор также является важным элементом стратегии диверсификации поставок газа в Польшу», — приводит слова уполномоченного польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петра Наимского пресс-служба оператора Gaz-System.

Десятью днями ранее атташе Литвы в Польше по энергетике Габриэль Горбачевски писал в соцсети, что со стороны Литвы газопровод GIPL построен на 95.24% и его полностью завершат до конца года: «75% метрических и компрессорных станций построено на границе с Польшей».

Ранее министр энергетики Литвы Дайнюс Крейви заявил Reuters, что газопровод между Польшей и Литвой начнет операции во второй половине 2022 года. Интерконнектор, который соединит газотранспортные системы Польши, стран Прибалтики и Финляндии, достроят, как и планировалось, в конце этого года и еще несколько месяцев уйдет на лицензирование газопровода, уточнял высокопоставленный чиновник.

Пока страны Прибалтики получают газ из двух источников: из России и через терминал СПГ. А новый газопровод протяженностью 508 километров может стать для Варшавы эдаким вариантом «Северного потока». Из Польши в Литву будет возможно подавать 2,4 млрд кубометров в год, а в обратном направлении — 1,9 млрд.

Поздний запуск GIPL совпадет по времени с вводом в эксплуатацию «Балтийского газопровода» из Норвегии в Польшу мощностью 10 млрд кубометров и окончанием расширения терминала СПГ в Свиноуйсьце до 7,5 млрд кубометров. С 2023 года Польша хочет отказаться от долгосрочных поставок российского газа и стать хабом по поставкам топлива в соседние страны, в том числе в Прибалтику. В прошлом году Латвия, Литва и Эстония импортировали 2,8 млрд кубометров газа из России, и мощности нового газопровода позволяют покрыть большую часть. В этой ситуации важна будет цена, как показал опыт недозагруженного литовского терминала СПГ.

В то же время в поставках газа через Прибалтику может быть заинтересована сама Польша. Если в 2023 году она откажется от российского газа, то ей придется заместить более 11−12 млрд кубометров. Сейчас госкомпания PGNIG располагает активами в Норвегии и контрактом в Дании, которые дадут ей 3,5 млрд кубометров в год по «Балтийскому газопроводу». В то же время соглашения на 12 млрд кубометров с поставщиками СПГ Польша не сможет выполнить собственными силами, так как действующий терминал будет ограничен мощностями в 7,5 млрд кубометров, а новый в Гданьске запустят только в 2025 году.

В результате терминал в Клайпеде может пригодиться самой Польше для поставок СПГ в страну. Например, газоснабжение северо-востока Польши удобнее организовать через Литву, а не транспортировать газ через всю страну — терминал СПГ и выход «Балтийского газопровода» находятся у немецко-польской границы на берегу Балтийского моря. И госкомпания PGNiG уже использует перегрузочную станцию при терминале СПГ в Клайпеде, чтобы перебрасывать автотранспортом на северо-восток Польши сжиженный газ.