...
Dark Mode Light Mode

Битва за столик: Как новые правила РЖД раскололи пассажиров поездов

Битва за столик: Как новые правила РЖД раскололи пассажиров поездов

С 1 сентября 2025 года российские железные дороги живут по обновленным правилам, и один пункт стал причиной ожесточенных споров среди пассажиров. Речь идет о праве пассажиров с верхних полок пользоваться столиком у нижних в определенные часы, и обязанности «нижних» это место уступать.

Суть изменений: Окна времени и 30 минут на завтрак

Согласно пункту 93 новых правил, утвержденных Минтрансом:

«По требованию проводника пассажир, занимающий нижнюю полку, должен предоставить место у столика для приема пищи пассажиру с верхней полки. Это время ограничено: утром (с 7:00 до 10:00) и вечером (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (с 12:00 до 15:00) не более 1 часа».

Ключевой момент: речь идет именно о месте у столика, а не о самой нижней полке как спальном месте. Пассажир сверху не получает права сесть или лечь на нижнюю полку.

Шквал недовольства: Аргументы «нижних»

Нововведение вызвало волну возмущения, особенно среди пассажиров нижних полок. Главные претензии:

1. Нарушение покоя: «Меня разбудили в 7 утра, чтобы уступить место тому, кто всю ночь сидел наверху? Я платил за нижнюю полку, чтобы выспаться!» — типичная реплика в соцсетях.
2. Принцип оплаты места: «Билет оплачен за конкретное место. Верхний пассажир не имеет права занимать нижнюю полку. Уступить пространство у столика — возможно, но не спальное место».
3. Практические неудобства (особенно в плацкарте): На боковых нижних полках уступить место у столика часто означает необходимость несколько раз сложить/разложить постель, что утомительно.
4. Предложение альтернативы: «Если нужен стул — пусть проводник выдаст или РЖД установит их. А лучше — возьмите свою табуретку (если влезет в ручную кладь)!».

Голоса «верхних»: Аргументы за компромисс

Сторонники правил или те, кто занимает верхние полки, приводят свои доводы:
1. Право на комфорт: Пассажиры верхних полок также оплатили билет и имеют право на условия для приема пищи.
2. Ограниченность времени: Подчеркивается, что требовать место можно лишь в строго определенные, непродолжительные временные окна (30 минут утром и вечером, час днем).
3. Взаимность: «Сегодня ты внизу, завтра — наверху. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Позиция РЖД и Минтранса: Разъяснения и реальность

РЖД, комментируя правила, созданные Минтрансом, акцентирует внимание на следующем:
1. Право «верхних» на место у столика в отведенные часы подтверждается.
2. Обязанность «нижних» уступить это место — прямо прописана в правилах.
3. Занимать спальное место пассажир с верхней полки не имеет права.
4. Разрешение споров: В случае конфликта пассажир вправе обратиться к проводнику или начальнику поезда.

Однако конкретные санкции за отказ «нижнего» пассажира уступить место у столика в правилах четко не прописаны, что создает почву для конфликтов и ощущения безнаказанности.

Лайфхаки и предложения пассажиров

В попытке избежать конфликтов и неудобств, люди предлагают решения:
1. Табуретка в ручной клади: «Возьмите складную табуретку — решает проблему без споров» (при условии соответствия нормам провоза ручной клади).
2. Вагоны нового типа: Активно звучит предложение увеличить количество вагонов, где столики предусмотрены и на уровне верхних полок (такие модели существуют, но их мало).
3. Гуманизм и терпение: «Если видишь, что человек спит, подожди или перекуси стоя. Вежливость и понимание решают больше правил».

Практика в поездах: От конфликтов до понимания

Ситуации в поездах развиваются по-разному:
Где-то вспыхивают ссоры из-за раннего пробуждения или настойчивых требований «верхних».
Где-то проводники стараются деликатно уладить ситуацию или даже найти компромисс (как в истории с предоставлением свободного купе для подготовки к суду).
Где-то пассажиры сами договариваются, руководствуясь здравым смыслом и вежливостью.

Новые правила четко обозначили право «верхних» пассажиров на временное пользование столиком, но их практическая реализация упирается в человеческий фактор, несовершенство инфраструктуры вагонов и отсутствие ясных механизмов принуждения. Пока самый рабочий совет остается прежним: берите табуретку и будьте взаимно вежливы.