Во что может вылиться напряженность в Закавказье?

0 views

Об очередной попытке передела постсоветского пространства, претензиях Ирана и боевой мощи Пакистана рассказал Евгений Сатановский в программе Владимира Соловьева «Полный контакт».

Соловьев: Жень, я вот совсем мало что понимаю в этом регионе. Что за напряженность возникла на ирано-азербайджанской и турецко-армянской границе? К конфликту Армении и Азербайджана я уже привык. Иран точно готовится к войне, это с чем связано? К чему это может привести?

Сатановский: Напряженность возникла на ирано-пакистанской границе и на турецко-иранской. Мы сейчас наблюдаем очень интересный клубок. За последние сутки много чего произошло. Прежде чем перейти к этому я напомню, говорили только что о дне рождения Президента, 69 лет, ровно 6 лет назад, в этот день «Калибры» с Каспийского моря запустились и долетели до Сирии. Это была очень интересная точка, которая жестко вернула нас в мировую политику в качестве действительно великой державы, а не разрушающихся осколков империи, которые только и думают, как бы им присосаться к Европе, присоединится, раствориться. И вообще была единственная задача поделить это все, выделить всем сестрам по серьгам, кому достанется этот кусок России, кому этот. Это было ровно 6 лет назад – Россия продемонстрировала наличие у себя высокоточного оружия. Именно с этого начались удивительно вежливые отношения к российским военным военных американских, до сих пор сохраняющиеся. Не случайно в том конфликте, который сейчас тлеет и может взорваться в регионе, о котором ты говоришь, в Закавказье, именно Россия сыграла в конце прошлого года роль, которую не смог сыграть никто. Если кто-то сможет назвать минскую группу ОБСЕ, что она там сделала? Где была Америка, где была Франция? Я помню, как американцы и французы запрашивали у Путина, что делают турки в Карабахе и вообще в Азербайджане. Помнишь эту совершенно гениальную ситуацию?

Соловьев: Да.

Сатановский: Две страны НАТО спрашивали у нас про третью, которая с нами координировала свои действия, чтобы не было ей потом больно и обидно, а с ними нет. Еще одна для меня лично мелкая памятная дата, ровно 6 лет назад начался мой эфир на «Вести ФМ», который ты пробил для большого коллектива хулиганов, которые там сейчас, Куликова, Михеева. Честно говоря, нас там просто и не было бы без тебя. Спасибо за это, брат!

Соловьев: Ваше чувство глубоко взаимно.

Сатановский: Я не понимаю, в какой мере это радует украинское начальство, грузинское, американское начальство. У меня ощущение на эту тему крайне сложное с учетом появления в эфире Ходоренка, Кедми, Сергиенко и всех остальных, кто к нам присоединился вскоре. Думаю, у них оно тоже чрезвычайно сложное. Но это их проблема. Мне даже радостнее от этого. Украина, как мне удалось выяснить утром в переписке с дочкой, – она енот, точнее украинская власть. Тут прислали ролик с енотиком домашним. Он лапками немытыми по кастрюлям шарил, разнес все в дребезги. Хулиганил, как мог, пушистый енот. Дочка напомнила, что еноты еще и бешенство разносят, ну вот, это к вопросу о Зеленском, его предшественнике Порошенко и всех, кто там теперь управляет. А теперь регион.

Соловьев: Да, давай.

Сатановский: Проведена серия учений, причем учений, которые явно демонстрируют участникам игры, что все может быть очень плохо. Там столько ружей навешано на стенах этого театра, что нет-нет, да какое-нибудь пальнет. Я не случайно вспомнил Пакистан, потому что проблема началась с того, что в сентябре прошли учения «трех братьев». На Каспии они прошли. Три брата – это Пакистан, Турция и Азербайджан. У Азербайджана кроме Турции есть еще один союзник, тебе это в Баку каждый скажет, это Исламабад, Пакистан – ядерная держава. Тренировался их спецназ, в том числе на действия в городской застройке. Мне ужасно интересно, в каких городах спецназ Пакистана, хороший спецназ, готовится действовать в этом регионе, в Закавказье. Большая игра, которую я упоминаю, – это название, данное Киплингом соревнованию Российской и Британской империй по переделу Центральной Азии, ну и, конечно же, Закавказья. Большая игра началась снова, только некоторые из фигур стали игроками, как это происходит с Ираном, Турцией, Пакистаном. Последний вообще был частью Британской Индии, как государство вообще отсутствовал. А сегодня он еще как присутствует. Игроками стали Грузия, Армения, Азербайджан, которые были частью Советского Союза, а до этого частью Российской Империи. Передел, называется, постсоветского пространства, большой передел постсоветского наследия. При этом в данном случае европейцы и американцы не против всего, что происходит, потому что как минимум для них Иран – точно проблема, для американцев во всяком случае. Зато Турция, решая свои дела и выстраивая новую Оттоманскую Порту, за них может много чего решить, в том числе со Средней Азии. У нас же в ноябре еще будет саммит. В Турции будет попытка превратить союз тюркоязычных государств в тюркский союз, новый Советский Союз, только метрополией его будет Турция, вот о чем речь. Сейчас идут попытки сломать Туркменистан, вокруг которых мы замечаем не только Турцию, но и Азербайджан, а заодно и всех его соседей. Они очень серьезно намерены втащить Туркменистан, несмотря на его традиционный статус нейтралитета, в собственные игры. Учения «трех братьев» Ирану на Каспии сильно не нравятся. Третьи страны, не имеющие отношения к Каспийскому бассейну, по Каспийской конвенции вообще не должны этого делать, нечего им там делать. Проблема в том, что Каспийская конвенция не вступила в действие, ее не ратифицировал парламент ровно одной прикаспийской страны, и это Иран. Более того, Лавров об этом напомнил.

Соловьев: Забавно.

Сатановский: Вчера же была беседа на эту тему. После российско-иранских консультаций на уровне министров иностранных дел Иран потихоньку начал отводить войска от азербайджанской границы. Возможность войны здесь и сейчас в очередной раз снижается, похоже, благодаря российским инициативам. И в данном случае Лавров четко сказал: Меджлис же иранскую конвекцию не ратифицировал. Иранцы в ответ сообщили, что Азербайджан уже 6-е маневры на Каспии проводит с участием иностранных государств. И это нравится не только американцам и туркам, но и Баку официальному, и это очень не нравится Тегерану, совершенно не нравится Москве. Будем смотреть, что получится. Инициатива о том, что нужен формат «3+3», 3 закавказских государства: Россия, Турция и Иран, может стать новым астанинским форматом, возможно, в этом формате удастся решить все противоречия. Как получилось продвинуть ситуацию по Сирии в Астане в стороне от спекуляций ООН, которые там присутствуют, но чисто формально от интриг чиновников ООН, работающих на американцев и на заливняков, работающих под свержение Асада на покровительство радикально исламистской оппозиции. Вот с Сирией это прошло. Убрали в сторону, выдвинули ситуацию в Астану, и процесс пошел. Не исключено, что в Закавказье тот же самый процесс нормализации диалогов Тбилиси, Еревана, Баку, Тегерана, Анкары и Москвы тоже пойдет. Азербайджан еще ввел посты, по слухам, вместе с турками на дорогу, которая соединяла Иран с Арменией. Эта трасса для Ирана чрезвычайно важна, она помогает избежать транспортной блокады. По ней грузы идут непрерывным потоком, в том числе и в Россию. Так вот, начали взымать некоторые сборы, поскольку кусочек этой трассы проходит по азербайджанской территории. Раньше была советская территория, дороги прокладывали там, где их прокладывали.

Соловьев: Конечно.

Сатановский: Кого вообще волновало, что формально, на бумаге есть какие-то межреспубликанские границы? Сегодня эти границы не формальны. Пока Армения держала под контролем всю территорию Карабаха, грузы шли, и потом, Иран это радовало. Сегодня Азербайджан, который контролирует эту территорию, вводит свои правила игры. Иранцев это возмутило, начался конфликт. Представительство рахбара было закрыто на территории Азербайджана, а вот это уже серьезно. Азербайджаном управляет рахбар, Хаменеи воспринял это в качестве пощёчины. Десантные части, пехотные, бронетанковые, ракетные системы были подтянуты к границе Азербайджана. А надо сказать, что Азербайджан страна сегодня вооруженная до зубов достаточно современным оружием, не только турецким, там израильские специалисты в сфере радиоэлектронной борьбы присутствуют, турецкие, израильские беспилотники присутствуют. У Ирана хорошая, обстрелянная, хотя и вооруженная немного устаревшим оружием армия, обстрелянная в войне с Ираком, радикальными группировками, атакующими иранские территории. У корпуса стражей исламской революции очень серьезный спецназ. Этот спецназ оказался на азербайджанской границе. В ответ Турция начала учения в Нахичеванской области, уже на армянской границе. Ну и представляешь, что на эту тему можно представить, если вспомнить прошлогоднее заявление еще и Пакистана, который тоже начал накапливать силы на ирано-пакистанской границе, внезапно для всех. Мало кто уловил это заявление. В свое время Пакистан сказал, что если у Ирана будет война с Азербайджаном, то пакистанские войска зайдут, я цитирую, в Иран через Тегеран и выйдут через Тебриз.

Соловьев: Жестко.

Сатановский: Никто не стал на этом акцентировать внимание.

Соловьев: А могут?

Сатановский: Все может быть в этой жизни.

Соловьев: Насколько пакистанская армия превосходит иранскую, чтобы делать такие заявления?

Сатановский: Примерно на 120 ядерных зарядов она превосходит. Ты пойми.

Соловьев: Есть нюанс, если Пакистан использует против Ирана ядерное оружие, я думаю, Индия не упустит этот шанс. Индия понятно что думает против Пакистана.

Сатановский: А вот мне больше непонятно. Заметь, Индия не обстреливала крупные города Пакистана ни в одной из их дико кровопролитных войн. Пакистан делал то же самое. Там вообще гражданские войны были между Индией и Пакистаном. Это называется одна нация, сволочи англичане нас разделили, но мы в общем об этом помним. Хорошо бы, если бы это помнило украинское начальство в отношении России. Но в данном случае у Пакистана армия обстреляна еще более серьезно, чем иранская. Войны шли просто непрерывно, далеко не все были победоносные. Достаточно вспомнить распад Пакистана на Пакистан и Бангладеш. Кроме того, у Индии ресурсов больше. Но у Пакистанской армии очень серьезные войска. Это не просто ядерный комплекс, но и все типы носителей, великолепная авиация, очень хороший спецназ, в свое время Первез Шахар всерьез его поставил. Давай не забывать, существуют радикальные группировки, суннитские, которые Пакистан контролирует. С другой стороны от Ирана свои суннитские группировки контролирует и использует в Сирии, Ливии, в Карабахской войне Турция. Шииты для них еретики, исламская республика Иран еретическое государство, перерезать шиитов побольше – это святое. Что есть, то есть, тут есть такого рода проблема. Довольно грустно вспоминать, как развивались турецко-азербайджанские отношения в XVIII-XIX веках, когда турки вырезали азербайджанцев, устраивали геноцид, приравнивая их к еретикам, к шиитам. Сейчас об этом не говорят, одна нация, два государства. Но тема существует. И вишенка на торте, что у нас началось? Зангезурский коридор, транспортный коридор, который либо использует Иран, либо Турция и Пакистан. От Индийского океана до Европы через турецкую территорию – хороший маршрут? Хороший. Не в Армении дело и не в Азербайджане, а в Зангезурском коридоре. Вокруг него действительно может вспыхнуть война. Извини, ничего веселого не сказал.

Соловьев: Но если эта война вспыхнет, то может встать вопрос о существовании государства Армения. А это значит, нам придется вмешиваться в полный рост. Нам важно определиться, чего мы хотим. У нас есть историческая миссия, мы не можем допустить исчезновения государства Армения и гибели армянского народа. Мы обязаны защитить братскую Армению не только потому, что существует ОДКБ, но и потому, что это наша историческая миссия. Когда-то они пришли к русскому царю, и мы не должны их подвести.

Сатановский: Володь, когда-то и Грузия пришла к русскому царю.

Соловьев: Придет время, и Грузию защитим. Знаешь, болезни проходят, а народы нужно спасать.

Полный эфир: