Dark Mode Light Mode

Теперь понятно, почему у Азербайджана такая «истерика». Стало известно каких могущественных рычагов влияния в России лишился Баку

Теперь понятно, почему у Азербайджана такая «истерика». Стало известно каких могущественных рычагов влияния в России лишился Баку

Небывалый по своему масштабу скандал, который раздули официальные власти Азербайджана из-за задержания в Екатеринбурге членов этнической ОПГ – братьев Сафаровых, получил новый виток. Всплыли новые факты, которые дают окончательное понимание того, что происходит на самом деле. В частности, речь идет о некоторых любопытных фрагментах в биографии преступников. Все подробности этого — в  публикации.

Напомним, на днях в Екатеринбурге прошли массовые задержания представителей азербайджанской диаспоры, которая давно и прочно обосновалась в уральской столице и чувствовала себя вольготно долгие годы. Основным мотивом обвинения в адрес задержанных членов этнической ОПГ стала их причастность к серии убийств. Речь в том числе шла об убийстве в 2001 году их соотечественника Юниса Пашаева, убийстве его друга Икрама Гаджиева в 2011-м, а также покушении на убийство еще одного товарища Пашаева — Фехруза Ширинова в 2010-м. Однако этим криминальная биография боевого крыла азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге, как оказалось, не заканчивается.

Как выяснилось, скончавшиеся при задержании члены клана Сафаровых Зияддин и Гусейн Сафаровы (граждане РФ с 2001 и 2012 годов соответственно) имеют богатый послужной список. Как следует из материалов дела, Зияддин ещё в 2012-м создал ООО «Алькор», через которое владел сетью шашлычных в Екатеринбурге. В 2017-м в этот бизнес вошёл и Гусейн, которому брат отдал половину бизнеса. Возникает вопрос, почему Гусейн пришел на помощь брату так поздно? Да потому что в 2009 году был осужден за изнасилование.

Теперь понятно, почему у Азербайджана такая «истерика». Стало известно каких могущественных рычагов влияния в России лишился Баку

Но двумя братьями список, конечно же, не ограничивается. Самым крупным «ресторатором» у Сафаровых был 59-летний Аяз — владелец пользующегося дурной славой в городе кафе «Каспий». По сведениям очевидцев, именно в этом заведении регулярно происходили сходки клана Сафаровых, а также собрания диаспоры. У Аяза тоже богатое криминальное прошлое: он был дважды судим. В 1996 году за разбой, а в 2016-м — за наркоторговлю.

В хитросплетениях клана Сафарова можно разбираться долго, как, в собственно, и в их криминальной биографии, что и предстоит сделать следователям. Но всех волнует один единственный вопрос: а с какой, собственно, стати официальный Баку так «возбудился», когда российские силовики начали задерживать по сути самых обычных отморозков? И вот здесь начинается самое интересное.

Эта история берет свои истоки еще с 2004 года, когда азербайджанец по фамилии Сафаров и армянин по фамилии Маргарян вместе находились в столице Венгрии, где, по имеющейся информации, проходили стажировку НАТО. Углубляться во все детали этого дела мы не станем, скажем лишь, что в результате возникшей на личной почве неприязни азербайджанец зарубил топором армянина, пока тот спал. Венгерские правоохранители Сафарова тогда задержали, а местный суд приговорил его к пожизненному сроку. Вот только сидеть в венгерской тюрьме Сафарову не довелось — венгры неожиданно экстрадировали его в Азербайджан, где его тут же помиловали, подарили огромный дом, повысили в звании и завалили деньгами. История сама по себе просто поразительная. Официальные власти оправдывают убийцу, чья вина полностью доказана, и возносят его в ранг чуть ли не национального героя.

Но самое удивительное не это. Дело в том, что, по словам журналиста Александра Лапшина, который был вынужден уехать из России, в том числе и потому, что его хотели убить соучастники азербайджанской ОПГ-диаспоры, Рамиль Сафаров, который был осужден венграми, а позже экстрадирован, оказался племянником тех самых Сафаровых, которые скончались при задержании в Екатеринбурге.

«Теперь понятно, почему ОПГ-государство Азербайджан так вгрызается в это дело, ведь сердечко не выдержало у их агентов, которые долгие годы выполняли поручения азербайджанских спецслужб», — прокомментировал эту информацию Telegram-канал «Многонационал».

Уже 29 июня, в тот самый день, когда в Екатеринбурге суд избирал меру пресечения для Сафарова, в Азербайджане началась волна задержаний. В частности, азербайджанские силовики пришли в информационное агентство «Sputnik Азербайджан», входящего в холдинг RT, где без предъявления каких-либо обвинений провели жесткое задержание главного редактора Игоря Картавых и шеф-редактора Евгения Белоусова. Позже им вменили в вину якобы сотрудничество с российскими спецслужбами.

Также была задержана журналистка Айтекин Гусейнова — редактор видео новостного агентства Ruptly, имеющая гражданство и России, и Азербайджана. Она приехала в Баку, чтобы освещать происходящие события, однако её сразу арестовали. После задержания всех троих увезли в неизвестном направлении, и их местонахождение долгое время оставалось неустановленным.

Официальные российские органы, в том числе МИД, столкнулись с полной информационной блокадой. Представитель дипломатического ведомства Мария Захарова сообщила, что задержанным не дают встретиться с консулом, а азербайджанские власти игнорируют любые дипломатические запросы. Таким образом, можно считать, что этих людей попросту похитили и удерживали как заложников. Лишь 1 июля стало известно, что суд в Баку вынес решение об аресте Картавых и Белоусова.

Если рассматривать эти события как своего рода ответ на арест участников преступной группировки в Екатеринбурге, то невольно напрашивается сравнение. На одной стороне — отъявленные уголовники, обвиняемые в убийствах, рэкете и других тяжких преступлениях, часть из которых, кстати, уже признали свою вину. А на другой — простые журналисты, которые на протяжении многих лет работали на территории Азербайджана, не имели никакого отношения к преступному миру, никого не грабили, не убивали и вообще никогда не привлекали к себе внимания местных силовиков. И тем не менее, именно этих ни в чем неповинных людей Баку, судя по всему, планирует принести в жертву.

Мало того, в тот же день, 1 июля, МИД Азербайджана сообщило о задержании ещё одной группы россиян, которые якобы принимали участие в транзите наркотических веществ через Иран, а также причастны к киберпреступлениям. Спустя несколько часов по федеральному ТВ Азербайджана состоялась трансляция видеозаписи, на которых отчётливо видно, что задержанные сильно избиты. А кроме того, всё происходящее превратили в настоящее шоу. Людей выстроили в ряд и под конвоем гуськом повели к автозакам, хотя в этом не было никакой необходимости и юридической обоснованности.

Роль главы диаспоры в разжигании межнациональной розни

Немаловажную роль во всей этой истории сыграл глава азербайджанской диаспоры Урала Шахин Шихлинский. Несмотря на то, что большую часть жизни он прожил в России и имеет российское гражданство, Шихлинский не раз обращался с жалобами и заявлениями к представителям высшего руководства Азербайджана. По данным источников, именно он стал одним из ключевых инициаторов информационной и политической волны против действий властей РФ, сопровождающей недавние события в Екатеринбурге.

Причиной такой реакции, видимо, стало то, что российские силовики, судя по всему, подошли слишком близко к теневым структурам, давно действующим под прикрытием диаспоры. Причем речь идёт не о разрозненных преступниках, а о полноценном криминальном клане с долгой четвертьвековой историей, который занимался тяжкими преступлениями: грабежами, насилием, убийствами. И, вероятно, получал негласную защиту от определённых чиновников на разных уровнях.

Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что до сих пор Баку не выражал особого беспокойства по поводу задержаний других своих соотечественников в России. Так, например, Баку практически проигнорировал дело Рустама Байжуменова, обвиняемого в смертельной драке с участником СВО Максимом Никитиным. Не последовало никакой публичной реакции и после инцидента в Батайске, где Араз Гусейнов вместе с сообщниками открыл стрельбу по другому ветерану спецоперации — Вячеславу К., произведя по нему не менее 14 выстрелов. Попытки диаспоры переквалифицировать дело с покушения на убийство в банальное хулиганство также не вызвали официальной реакции. Аналогично — в истории с убийством байкера Кирилла Ковалева, в котором обвиняются шесть граждан Азербайджана.

Но в данном случае речь, видимо, идёт о представителях куда более влиятельных структур. В этом контексте становится понятна крайне эмоциональная и даже истеричная реакция официального Баку.

«В этом свете становится очевидной разница в подходе: в отношении преступлений, совершённых гражданами Азербайджана против россиян, реакции минимальны. А вот при задержании членов ОПГ, связанной с диаспорой, начинается громкая политическая кампания и дипломатические демарши. Кстати, едва ли найдётся пример, когда русские создавали бы в Азербайджане собственные преступные группировки, участвовали в грабежах, насилии или имели прикрытие от русской диаспоры», — прокомментировал происходящее военкор «Комсомольской правды» Александр Коц.

Что дальше?

Очевидно, что противостояние Москвы и Баку только набирает обороты. Так, в Азербайджане уже начали закрывать русскоязычные школы. Родители учеников таких учебных заведений уже получили уведомления о переводе на азербайджанский язык обучения.

Ответная реакция России пока вызывает вопросы. Помимо протестов со стороны МИД, никаких действенных шагов не предпринято. Даже главу азербайджанской диаспоры Шахина Шихлинского, видео с жестким задержанием которого облетело соцсети, вскоре отпустили.

Также как отпустили и его сына, который, находясь за рулем «Гелендвагена», при попытке скрыться с места задержания сбил сотрудника силового ведомства.

Продолжаем следить за развитием событий.