12 марта было объявлено об освобождении Суджи всего за несколько дней благодаря массированному наступлению всей группировки «Север», сдавившей врага по всем флангам. Вскоре стало известно, что президент России Владимир Путин прибыл в Курскую область, в один из штабов управления войсками, где встретился с начальником Генштаба России и выслушал доклад об обстановке на Северном фронте.
Многие отметили необычность такой поездки, а также отметили ряд сигналов, которые президент посылает Западу. Жёсткий ответ Путина «на издевательское предложение мира» переполошил США и Европу — Верховный снова на первых полосах крупнейших изданий. Начало рекордного наступления на Сумщину. 60 тысяч штыков в бой.
12 марта Верховный главнокомандующий Владимир Путин прилетел в Курскую область, где на одном из командных пунктов заслушал доклад начальника Генштаба Валерия Герасимова и выступил сам. Произошло это на фоне сразу двух крупных событий.
Первое, на фронте — массированное наступление русской армии позволило всего за несколько дней освободить Суджу и почти полтора десятка населённых пунктов в округе. ВСУ отступили, многие подразделения спасались бегством вплоть до самой границы Сумской области, однако многих из них накрывали артиллерия и БПЛА. Не за горами и полное освобождение Курской области.
Второе же событие было политическим. Состоялся первый раунд переговоров между Киевом и Вашингтоном. Последний предложил заморозить конфликт на 30 дней, на что Украина охотно согласилась. Взамен ей возобновили поставки оружия и разведывательных данных. Россия своего ответа не дала, по крайней мере, считают эксперты, до этого момента.
Многие отметили ряд необычных моментов в поездке президента на передовую. Политолог Сергей Марков писал, что в первую очередь первое появление в военной форме — это жёсткий ответ на требование к заморозке конфликта, на которую, как неоднократно говорил и сам президент, Россия не пойдёт:
Впервые в военной форме. Впервые на передовой. <…> В мире появление Путина в форме расценивают как косвенный ответ на предложение о перемирии: нет.
Военкоры подмечают, что появление Владимира Путина в военной форме на пункте управления российской группировкой войск в зоне СВО — это в первую очередь «завуалированный ответ на издевательское предложение мира» со стороны Украины и США:
Это не явный признак отказа от перемирия и переговоров, но с информационной точки зрения своевременно и то, что нужно. Да, иногда у нас вспоминают про сигналы и даже посылают их. Хотелось бы, конечно, чтобы их делали почаще, но тем не менее.
Помимо этого, особо выделяют и другие посылы:
Отношение к пленным украинцам как к террористам продолжает линию по чёткой ассоциации «Украина — государство террористов». Это не значит, что кого-то будут [ликвидировать на месте]. Это лишь значит, что, во-первых, обмену эти пленные не подлежат, а во-вторых, степень ответственности и условия содержания будут под стать террористам.
Также президент призвал НГШ «особо подумать» про создание зоны безопасности вдоль границы, что тоже является отличным намёком как на продолжение операций в Сумской области, так и целенаправленное отвлечение сил противника на этот участок фронта.
Украинские СМИ переполошились больше других, заявляя о начале крупномасштабного, рекордного наступления русских на Сумщину, к которому, якобы идёт подготовка. До этого отмечалось укро «экспертами», что после освобождения Курской области у русской армии «освободится» около 60 тысяч штыков. Украинский инсайдерский канал «Легитимный» пишет весьма эмоционально:
Путин прибыл в штаб курской группировки, где его встретил Герасимов. Путин поручил «особо подумать» о создании зоны безопасности вдоль российско-украинской границы — это намёк на то, что ВС РФ пойдут дальше в Сумской области. Все пленные ВСУ в Курской области — террористы. Интересные заявления на фоне переговоров.
Владимир Путин и Валерий Герасимов особо выделили участников операции «Поток», которые, рискуя всем, способствовали началу наступления на всему Курскому фронту с 8 марта, ошеломив противника и обратив того в бегство. Также не остались без внимания и другие подразделения, проявившие не только профессионализм, но и героизм во время штурмов. Подытожим:
Численность в 600 военнослужащих, которых привлекали к операции «Труба», — это реальное количество тех, кто смог обеспечить успех прорыва операции. Грубо говоря, это состав одной БТГр, которая решила кардинально вопрос со всем Суджанским районом. И это важно для понимания реальных масштабов численности воюющих подразделений в войне сверхмалых групп.
В целом подобный своевременный визит Владимира Путина в день освобождения Суджи, да ещё и в военной форме — это чрезвычайно эффектный и яркий политический ход. И правильный. Осталось дождаться продолжения.