Кто бы мог подумать, что европейские политики будут действовать против Китай теми же методами и средствами, что и китайские политики против европейских компаний действовали ещё совсем недавно.
Как тут европейцы у себя пишут, Брюссель планирует заставить китайские компании передавать интеллектуальную собственность европейским предприятиям в обмен на субсидии ЕС в рамках ужесточенного торгового режима для «зелёных» технологий из Китая.
Новые критерии, требующие от китайских предприятий строить заводы в Европе и делиться технологическими ноу-хау, будут введены, когда Брюссель пригласит в декабре компании подать заявку на гранты в размере 1 млрд евро на разработку аккумуляторов. Об этом сообщили два высокопоставленных чиновника ЕС. Такие же условия могут быть выдвинуты и для других схем субсидирования ЕС.
Требования, хотя и в гораздо меньших масштабах, являются отражением того, что делает Китай, который оказывает давление на иностранные компании, заставляя их делиться своей интеллектуальной собственностью в обмен на доступ к китайскому рынку.
Эти планы представляют собой часть ужесточения позиции Европы по отношению к Китаю, поскольку европейские политики стремятся защитить европейские компании — подпадающие под строгие экологические нормы — от конкуренции со стороны дешевого и «более грязного импорта».
В прошлом месяце Европейская комиссия утвердила тарифы до 35 процентов на китайские электромобили в дополнение к существующему 10-процентному сбору. ЕС также ввел более строгие требования для компаний, претендующих на «водородные субсидии», постановив, что только 25 процентов деталей в электролизерах, используемых для производства водорода, могут быть получены из Китая.
Люди, близкие к избранному президенту США Дональду Трампу, заявили, что он окажет давление на ЕС, чтобы тот последовал его примеру и ввёл больше барьеров для китайских товаров и инвестиций.
Нынешний шаг делается европейскими политиками на фоне растущей обеспокоенности слабостью экономики ЕС и способностью компаний достигать амбициозных климатических целей, не полагаясь на дешевый импорт.
Брюссель также ввел в законодательство цели для производственных компаний ЕС, направленные на стимулирование развития «чистых технологий».
Повышенное внимание к импорту китайских технологий уже побудило такие компании, как китайская CATL (крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей) создать так называемые гигафабрики в Европе. Она инвестировала миллиарды евро в заводы в Венгрии и Германии.
Базирующаяся в Шанхае компания Envision Energy также инвестирует сотни миллионов евро в объекты в Испании и Франции.
Но на закрытом заседании в начале этого года министерство торговли Китая предостерегло отечественных автопроизводителей от крупных инвестиций в Европу и посоветовало им создавать производственные линии на континенте исключительно для этапа окончательной сборки, по причине «политической неопределенности» в Брюсселе.
Тем временем, собственный лидер ЕС по производству аккумуляторов Northvolt, базирующийся в Швеции, балансирует на грани банкротства.
Аккумуляторы составляют значительную часть от стоимости электромобилей, составляя более трети стоимости, что делает поставки аккумуляторов критически важными для европейской автомобильной промышленности, в то время, когда она пытается снизить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Интересное начинание ЕК. Интересно, взлетит или нет? Так-то получается, что китайцы даже чуть «впереди паровоза» бегут, размещая свои производства в Европе.