Конечно, у артиста есть масса способов напомнить о себе. На то он и артист – вышел на сцену и поразил публику. Так и сделала в Лос-Анджелесе известная актриса театра и кино Лия Ахеджакова. Правда, не во время представления, а после него. Подбирая букеты, она внятно произнесла с подмостков приветствие украинских националистов. Вот тут бы и для усиления эффекта прилюдно отказаться Лии Меджидовне от звания народной артистки России. Но этого, увы, не случилось.
Давным-давно, еще в 70-е годы прошлого века, актер и поэт Валентин Гафт припечатал коллегу Ахеджакову меткой эпиграммой: «Всегда играет одинаково артистка Лия Ахеджакова». К сожалению, и по жизни не замечено особой, скажем так, мировоззренческой эволюции у 86-летней женщины. С другой стороны, а на чем основаны ожидания прихода мудрости к даме преклонных лет, если главный нержавеющий стержень актрисы – обыкновенная русофобия.
От секретарши Верочки к воинственному подстрекателю
«Как же мне надоело это мнимое величие России. Очень хочется приехать на Украину после того, как она победит. Я сама украинка, уроженка Днепропетровска», — писала актриса в соцсети.
Однако, кто помнит, впервые мятежный дух преобразил обаятельную «секретаршу Верочку» в воинственного подстрекателя в 1993 году во время кризиса государственной власти.
«Я уже не хочу быть объективной. Где наша армия?! Почему армия не защищает нас от этой проклятой конституции?! Нам угрожают страшные вещи. Опять к власти придут коммунисты», — почти кричала она в телеэфире.
Это было сильно, конечно. Но не сильней, чем сам расстрел танками Дома правительства по приказу Ельцина. Зря опасалась прихода коммунистов Лия Меджидовна. И, конечно же, не она и не танки повернули историю России в другом направлении.
Но вот о чем хотелось бы напомнить: именно под мнимыми знаменами борьбы с большевиками и комиссарами гитлеровская Германия напала на СССР в 1941 году. За четыре года наша страна потеряла 27 миллионов человек. Причем многие из них приняли мученическую смерть. Именно под лозунгами «декоммунизация» и «десоветизация» сегодня уничтожается на Украине и в европейских странах все, что связано с русским миром: памятники, книги. Стираются названия улиц и населенных пунктов хоть как-то связанных с русскими именами.
Становление антинародной артистки
Лично меня ничуть не смущал факт присвоения Ахеджаковой звания народной артистки. Популярна, узнаваема благодаря рязановским фильмам. Успешная работа в театре «Современник». На фоне щедрой раздачи «народных» направо и налево статус Лии Меджидовны до поры не вызывал сомнения. При этом едва ли кто-то из актеров, кроме нее, может похвастаться таким букетом антироссийских выступлений.
В принципе, власть ей всегда прощала все ее личные симпатии, будь то экс-глава «Юкоса» Михаил Ходорковский (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) или оппозиционер Алексей Навальный. Однако с началом спецоперации она открыто стала критиковать действия России, приносить извинения украинцам и даже прыгать по сцене с «жовто-блакитным» флагом. Актриса активно давала интервью украинским изданиям, в одном из которых пожелала Украине победы, а также призывала поклонников финансово поддерживать украинскую армию.
В итоге все это увенчало выкрикивание нацистского лозунга со сцены. Согласитесь, для народного артиста России это уже слишком. Непонятно только одно: почему бы самой Ахеджаковой не сбросить с себя звание, присвоенное ей ненавистным государством? В конце концов, не народ же вознес ее столь высоко. А сейчас ее путь можно описать как становление антинародной артистки.
Конечно, наговорила Ахеджакова уже достаточно. Многие в этом контексте описывают ситуацию следующим образом: Ахеджакова решила вновь «повоевать» с Путиным. Учитывая, что она неоднократно пыталась «наехать» на нашего президента в своих токсичных высказываниях. И всегда основной посыл российских пользователей, комментирующих слова Ахеджаковой, был четким: «Ты на кого рот открыла!»
Нет права на иммунитет
Сегодня в обществе обострено чувство справедливости. И оно болезненно реагирует на каждое слово людей, претендующих на то, чтобы считать себя властителями умов. Но весьма опасно, когда такой человек начинает мнить себя мессией, которому позволено то, что не позволено другим.
Так уж у нас повелось, что звание «Народный артист России» стало в чем-то сравнимым с охраняемым дипломатическим статусом. Те же неприкосновенность, иммунитет. Только вместо багажа, который не принято досматривать на таможне, неподцензурные речи и поступки.
Редко кто злоупотребляет своим высоким званием. Но такие есть. В таком случае, раз уж существует процедура присвоения высокого звания «народный» (кстати, не всегда это согласуется с мнением народа), почему не может существовать и порядок его отзыва. Достаточно прописать внятные критерии дискредитации звания, на основании которых артист или представитель иной профессии может быть лишен этого высокого статуса.
На мой взгляд, по меньшей мере три претендента – Ахеджакова, Алла Пугачева, Андрей Макаревич (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) – уже достаточно наговорили на то, чтобы из «народных» стать просто артистами. До последнего времени казалось, что и само звание «артист» утратить невозможно. Однако один экс-комик сумел доказать, что нет ничего невозможного.
Автор: Дмитрий Горин