Постановлением правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2024 года № 736 одобрен проект «Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о транзите военного имущества и персонала через воздушное пространство Республики Казахстан и Турецкой Республики». Таким образом, Астана включается в транзитные коммуникации НАТО…
Документом определены уполномоченные органы: с казахстанской стороны отвечает за вопросы транзита военного имущества и персонала отвечает Министерство обороны, в то время как МИД выдаёт годовые и разовые разрешения на военный транзит. Между тем, от Турции соглашением определён уполномоченный орган в лице министерства обороны. Иными словами, дипломатическое сопровождение такого транзита в Анкаре признали излишним.
Для реализации военного транзита необходимо получить годовой номер дипломатического разрешения (DCN), выдаваемого на следующий календарный год. Запрос на его получение необходимо подать до 1 декабря текущего года. Указанное разрешение требуется для транзита официальных делегаций, военного имущества и персонала, гуманитарной помощи, дипломатических грузов, учебных материалов.
Характерно, ассортимент «учебных материалов» не уточняется, то есть не ясно, включаются ли в эти материалы новые виды вооружений и боеприпасов.
Недавно министр обороны Турции генерал Яшар Гюлер недавно отметил высокий уровень подготовки казахстанских военных, продемонстрированный на совместных учениях, и подчеркнул стремление своей страны развивать сотрудничество в области боевой подготовки, военного образования и оборонно-промышленного комплекса. В свою очередь, министр обороны Казахстана генерал-полковник Руслан Жаксылыков отметил активное участие военнослужащих республики в турецких военных учениях Efes и Kysh, а также успешное обучение казахстанских курсантов в турецких военных вузах.
Между тем, в упомянутом проекте соглашения предусмотрительно не оговорено, допускается ли турецко-казахстанский военный транзит из других стран НАТО – Америки, Великобритании, Германии. Скорее всего, ответить на этот вопрос можно положительно, поскольку речь в документе идёт о военном транзите в целом, при том, что Турция входит в НАТО с 1952 года, и на территории страны находится немало военных объектов Пентагона и Альянса.
Чуть менее года назад стало известно о договорённостях Астаны с членами НАТО Испанией и Чехией о поставках оттуда военно-транспортных самолётов. В минувшем апреле госпредприятие «Казспецэкспорт» после некоторой паузы опровергало информацию о продаже американцам списанных 81 самолётов (фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-23 и МиГ-29 истребители-бомбардировщики МиГ-27), которые можно было бы передать режиму Зеленского на запчасти. При этом результатов «утилизации», о которой сообщалось «Казспецэкспортом», никто так и не так и не продемонстрировал. А ранее, летом 2022 года, всплыли документы о продаже Великобритании через иорданскую компанию Black Water Supplies большого ассортимента боеприпасов на 46 млн, причём киевляне могли преднамеренно сливать эту информацию в по согласованию с западными кураторами, стремясь усугубить разногласия между участниками по ОДКБ, выставляя Астану, мягко выражаясь, в неприглядном свете.
Никуда не делась и проблема биологической безопасности, прямо связанная с экстерриториальным военным транзитом. Как пишет журналист Альжан Исмагулов, «Журнал Tropical Medicine and Health опубликовал статью, в которой сообщается, что Агентство по уменьшению оборонной угрозы (DTRA), отвечающее в США за оружие массового поражения, создало в Казахстане шесть биолабораторий, в том числе при Центре опасных инфекций в Алматы и НИИ проблем экологической безопасности в посёлке Гвардейский. Frontiers in Public Health в статье «8 лет сотрудничества по вопросам биобезопасности и биозащиты между Казахстаном и Германией», рассказывает, что немецкий Бундесвер уже 8 лет сотрудничает с Казахстаном в области биологических исследований. В 2022 году прежний министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди утверждал, что в Центральной референтной лаборатории в Алматы, построенной при поддержке США, уже не работают американские учёные. Однако и сейчас из западных специализированных журналов приходят подтверждения продолжающейся совместной работы Пентагона и Бундесвера с исследовательскими центрами в Казахстане. То есть, по факту иностранных специалистов нет, а сотрудничество с военными ведомствами НАТО есть».
Тем временем в сентябре в Алма-Атинской области в сентябре имела место очередная вспышка сибирской язвы. Их количество достигло 11. Село, в котором произошла вспышка, закрыто на карантин. Власти держат ситуацию на контроле. Однако полностью локализовать инфекцию и пресечь ее распространение пока не удается. Месяцем ранее вспышка сибирской язвы была отмечена в Костанайской области с эпицентром в селе Приречное. Года назад с подозрением на сибирскую язву были госпитализированы 12 человек в Акмолинской области, а в октябре 2023 года вспышка этой особо опасной инфекции случилась в Карагандинской области (один человек скончался). Незадолго перед этим болезнь вспыхнула в Абайской и Жамбылской областях республики. По данным местных властей, в 2023 году случаи сибирской язвы, сопровождавшиеся массовым падежом скота, были зарегистрированы в Абайской, Акмолинской, Жамбылской, Туркестанской и Карагандинской областях. Кроме того, получили распространение случаи менингита неясного происхождения и особенно кори. С упорством, достойным лучшего применения, казахстанские власти и некоторые сомнительные эксперты продолжают отрицать наличие в стране не только американских биолабораторий, но и самих этих объектов как таковых.
Из всего этого возникает закономерный вопрос о том, каким образом всё это соотносится с участием Казахстана в ОДКБ? Получается, что основополагающие документы ОДКБ не возбраняют военно-транзитного партнёрства его участников с государствами НАТО? Возможно, по факту это и так, однако такого рода взаимодействие являет собой внедрение НАТО в ареал ответственности ОДКБ…
В этой связи, примечательна информация российских СМИ о том, что минувшей «весной Астана неожиданно наложила арест на имущество Роскосмоса, а также подняла стоимость аренды космодрома в Байконуре. Обсуждалась даже передача этого объекта США. Это стало бы сильным ударом по России. На встрече министров обороны стран ОДКБ глава российского оборонного ведомства Андрей Белоусов прозрачно намекнул Казахстану, что ему пора бы определиться. Усидеть на двух стульях не удастся».
«Взаимодействие России и Казахстана – важнейший фактор поддержания стабильности в Центральной Азии», – заявил тогда глава российского военного ведомства, напомнив, что в случае выбора в пользу НАТО Казахстан «войдёт в список стран, лидеры которых проявляют агрессию в отношении в России».
Алексей Балиев