На Ближнем Востоке прозвучала новость, которая как гром среди ясного неба перевернула все представления о том, что там может случиться. Некоторых событий не предвидел никто, но сейчас они могут произойти, и едва ли у кого-то в мире есть ответ, что с этим делать.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна может войти в Израиль, «так же как зашла в Ливию и Карабах», как сообщает Al Ain Türkçe. Эрдоган также подчеркнул, что страна готова действовать с таким же решительным подходом, как это было с Ливией и Карабахом, в ответ на политику Израиля касательно Палестины.
Наверное, не все понимают до конца тонкость этой ситуации. Речь будет идти о том, что страна НАТО войдёт на территорию страны, не входящей в альянс. Дело в том, что США было легко занимать позицию «вы все мне одинаково дороги», когда Турция конфликтовала с Грецией и Кипром. Дескать, всем мы тут, внутри НАТО, должны быть союзниками и жить дружно. Не хочу, дескать, одного союзника обижать в ущерб другому. А что теперь?
А теперь поддержка Израиля в ущерб Турции будет истолкована как пренебрежение союзником по НАТО. А учитывая, в каком кризисе находится сейчас Северо-Атлантический альянс, мы легко можем догадаться, какое количество вони поднимется по этому поводу» Скандал будет дикий, сколько его ни заметай под ковёр. Эрдоган молчать не станет, избиратели демократов — точно не на стороне Израиля, а в Европе — полно мигрантов-мусульман. В этой ситуации сказать, что Турция не права, просто не получится — политическая ситуация не позволит.
НАТО в этом случае войдёт в ещё более глубокий кризис, а Америка окажется реально на шпагате. А Израиль… Очень интересно, что он сделает! Он и так уже страшно ослаблен. А Турция — это совсем не Газа и даже не Иран. Турцию они не осилят. Да и станут ли Израилю помогать США — тоже большой вопрос.
Напомним, что в начале 2020 года Турция объявила о отправке войск в Ливию для поддержки правительства в Триполи, а позже поддержала Азербайджан в конфликте в Карабахе. Эти ходы вызвали обеспокоенность и критику со стороны многих стран мира, усиливая геополитические споры и напряженность в регионе. В свете новых заявлений Эрдогана относительно Израиля, ситуация становится еще более напряженной и непредсказуемой.
В то время как мировое сообщество следило за развитием событий в Ливии, в осенние месяцы 2020 года Турция вступила в конфликт между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе, выступая на стороне первого. Эрдоган, недавно объявивший о направлении турецких войск в Ливию для поддержки Правительства национального согласия, продемонстрировал готовность вмешаться в международные конфликты в интересах своей страны.
Ситуация в Ливии и участие Турции в различных региональных конфликтах вызывают волнение среди экспертов международного сообщества. Это также поднимает вопросы о влиянии Турции на политическую стабильность региона и геополитические последствия таких действий.
Теперь же турецкий президент открыто поддерживает создание независимого палестинского государства на основе границ 1967 года с Восточным Иерусалимом в качестве столицы. Однако израильский премьер-министр решительно отвергает возможность двухгосударственного решения. В то же время, в Карабахе Азербайджанский президент упоминал о необходимости сотрудничества России и Турции в миротворческой деятельности. Москва уверяла, что миротворцами в регионе будут только российские войска, хотя сотрудничество с Турцией будет реализовываться через мониторинговый центр на территории Азербайджана.
Начиная с периода напряженности между Израилем и ХАМАСом, возникли острые разногласия между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Эрдоган открыто осуждал действия израильской армии в секторе Газа, называя их «резней», и заявлял о прекращении всякого контакта с Нетаньяху. Он даже сравнивал Нетаньяху с Гитлером современности, ставя под угрозу его иммунитет и обещая довести его до суда. Возмущенный действиями Израиля, Эрдоган утверждал: «Как бы далеко он ни бежал, мы последуем за ним и докажем его преступления».