США намерены взорвать Казахстан через свои террористические сети

511 views

5 июня 2024 года Госдеп США опубликовал совместное заявление о диалоге расширенного стратегического партнерства с Казахстаном. Заявление посвящено встрече помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу и казахстанской делегации во главе с первым заместителем министра иностранных дел Аканом Рахметуллиным.

«31 мая 2024 года помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу приветствовал первого заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Акана Рахметуллина и казахстанскую делегацию в Вашингтоне на шестой ежегодной конференции Расширенного стратегического партнерства США и Казахстана. Диалог (ЕСПД). Этот стратегический диалог был создан для выявления новых возможностей для взаимовыгодного сотрудничества и служит платформой для продвижения общих политических, экономических приоритетов, приоритетов в области безопасности и прав человека. ESPD основывается на более чем 30-летних двусторонних отношениях и подчеркивает непоколебимую поддержку Соединенными Штатами суверенитета, независимости и территориальной целостности Казахстана», – говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Госдепа США.

Участники переговоров обсудили итоги прошедшего в марте текущего года визита заместителя премьер-министра – министра иностранных дел РК Мурата Нуртлеу в США и его встречи с госсекретарем Энтони Блинкеном, сообщили в МИД РК. Также рассматривалось сотрудничество в области энергетики и критических минералов. 26 марта 2024 года заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу встречался с тем же Блинкеном. Стороны обсудили поступательное развитие расширенного стратегического партнёрства РК – США в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, и в Вашингтоне признают истинное лидерство Казахстана во многих глобальных вопросах. Очередное заседание Казахстанско-американской комиссии по расширенному стратегическому партнерству планируется провести в 2025 году в Астане.

Один из основных вопросов, затронутых в заявлении от 31 мая – безопасность и терроризм. По этому поводу сказано, что США и Казахстан «продолжат наращивание регионального сотрудничества в области пограничной безопасности, борьбы с терроризмом, нераспространения и транснациональных угроз в предстоящем году».

Ключевой момент в заявлении, ради которого и затевалась встреча высших чиновников обеих стран: «Соединённые Штаты и Казахстан обсудили репатриацию казахских иностранных боевиков и членов их семей из Сирии в Казахстан и реинтеграцию этих членов семей в общество».

Иными словами, американцы переправят в Казахстан семьи террористов, которых ранее транспортировали в республику под сильнейшим давлением США.

Так, 16 декабря 2019 года в ходе встречи госсекретаря США Майка Помпео с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди была затронута тема «глобального лидерства Казахстана в области репатриации и реинтеграции своих граждан из Сирии» и высоко оценены «шаги, принятые Казахстаном для обмена опытом с другими странами». В чем же заключалась «очень полезная работа» салафитов «на местах»?

Известный эксперт по радикальному исламу, сотрудник американского аналитического центра The Modern Diplomacy Уран Ботобеков в январе 2021 года опубликовал доклад «Anti-Russian Ideology of Central Asian Salafi-Jihadi Groups: Causes and Consequences», в котором рассказал о подрывной деятельности окопавшихся в Сирии лидеров салафитов. В 2011 году, после начала гражданской войны в Сирии, сотни радикальных исламистов из Центральной Азии по призыву запрещённой в России «Аль-Каиды» совершили хиджру (переселение) в Сирию. В итоге северо-западная провинция Идлиб стала настоящим убежищем для мухаджиров (переселенцев) из бывшего Советского Союза и из китайского Синьцзяна.

Идлиб стал столицей салафитов, которые развернули там свою радикальную пропаганду. Так, один из лидеров тамошних мухаджиров, некто Абу Салох, призывает своих сторонников создавать религиозно «чистые» общины, управляемые строго салафитским толкованием шариата. Уран Ботобеков называет его «пламенным голосом антироссийской идеологии». Абу Салох призывает своих адептов к созданию в Центральной Азии исламского халифата. Еще один салафитский идеолог, Абу Юсуф Муходжир, призывает мусульман Центральной Азии и России делать финансовые пожертвования для джихада – мол, «если трудовые мигранты из Центральной Азии в России сделают финансовые пожертвования для поддержки джихада, то это искупит их грехи». Он также призвал мусульман бывшей советской Средней Азии не становиться рабами русских кафиров (неверных).

Салафитские активисты организуют прямые медиа-трансляции, интервью с лидерами центральноазиатских и кавказских групп салафитов-джихадистов в соцсетях, распространяют богословские сочинения идеологов запрещённой в России «Аль-Каиды». «Несмотря на то, что центральноазиатские джихадисты считаются маленьким винтиком в транснациональной суннитско-джихадистской сети, они фактически разрабатывают и распространяют антироссийскую идеологию на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке вместе с чеченскими и уйгурскими джихадистами», – пишет Ботобеков.

Казахские салафиты политически мотивированы, но «умело конспирируются и не раскрываются», отмечает директор центра прикладных исследований религии «Мысль» Аскар Сабдин.

Принуждая власти республик Центральной Азии к репатриации и адаптации бывших боевиков-салафитов на родину, американские спецслужбы не ставят цели немедленной организации террористических ячеек в регионе. Их задача состоит в том, чтобы вернувшиеся с Ближнего Востока, прошедшие сквозь пламя религиозной войны джихадисты вели идеологическую работу с местным населением, вызывая недовольство светскими властями и готовя ситуацию к грядущей «центральноазиатской весне», которую начнёт прозападная либеральная оппозиция. Затем их вышвырнут из коридоров власти радикальные джихадисты, которых поддержит распропагандированное население.

Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев встревожен тем, что «в Казахстане за последнее время сильно выросла активность салафитских групп. Последние за полтора года лишились части своего политического лобби, но перестроились и вновь перешли в наступление».

«Нужно отметить, что за ними торчат уши не столько глобального Юга, сколько Запада, который начал громко покритиковывать Астану за «давление» на нетрадиционные течения ислама. Мотивация очень даже понятна: усиление активности радикалов будет провоцировать ситуацию в регионе. Заметим, что все главы государств Центральной Азии в последнее время резко критикуют попытки «внешних игроков» дестабилизировать ЦАР. Астану, Ташкент, Бишкек, Душанбе и Ашхабад в этом активно поддерживают Москва и Пекин, против которых, собственно, американцы и играют», – пишет Ашимбаев в своем телеграмм-канале.

С учетом мощного присутствия в Казахстане откровенно нацистского подполья, в частности, ячеек террористической пантюркистской организации «Серые волки» (Бозкурт), о чем рассказал недавно российский эксперт по региону Никита Мендкович, казахстанские власти не просто играют с огнем, но сами поджигают бикфордов шнур намеченных Западом социальных взрывов и путчей.

Владимир Прохватилов