США приступают к отправке истребителей F-16C/D на Украину. Об этом сообщил помощник президента Соединённых Штатов по национальной безопасности Джейк Салливан. Самолёты будут поступать в различных модификациях.
F-16 будут базироваться на Западной Украине
Как предполагается, истребители F-16C/D будут размещены в скрытых лесных базах и совершать взлеты с автомагистралей в западной части Украины. Другая часть будет укрыта в бункерах, построенных в Карпатах. Точное количество самолетов, которые будут предоставлены Киеву в первой партии, не разглашается (возможно, около эскадрильи, состоящей из 12 истребителей). Однако известно, что поставки из резервов ВВС США будут регулярными, что может существенно повлиять на оперативно-тактическую ситуацию в зоне проведения специальной военной операции.
Фото: globallookpress.com/IMAGO/Eibner-Pressefoto/Marcel v
Речь идет о современных машинах с модернизированными системами управления вооружением, а не о ранних модификациях F-16AM/DM, которые передаются Киеву Нидерландами, Бельгией, Данией и Норвегией.
Самолёты с новейшими системами РЭБ
Многоцелевые истребители F-16C/D Block 40/50 оснащены передовыми системами радиоэлектронной борьбы и радиолокационными комплексами AN/APG-83 на базе активных фазированных антенных решеток (ФАР). Они способны обнаруживать цели с эффективной поверхностью отражения (ЭОП) до 3 кв. м (сопоставимо с Су-35С) на расстоянии 150 км и 7-10 кв. м (соответствует Су-30СМ) на расстоянии 200 км. Использование ракет класса «воздух-воздух» AIM-120D увеличивает радиус поражения до 160-170 км.
В воздушных боях F-16C Block 50 поздних серий могут сравняться или даже превзойти по эффективности Су-30СМ1, оснащенные радарами «Барс-Р» и ракетами Р-77-1 с дальностью действия до 110 км. Пилоты Су-30СМ2 и Су-35С, используя более мощные радары «Ирбис-Э» на базе пассивных ФАР, могут обнаруживать F-16C на расстоянии 250-170 км, учитывая применение бортовых комплексов РЭБ.
Фото: globallookpress.com/William Lewis
Следовательно, русским пилотам тактической авиации предстоит вести затяжные воздушные бои с истребителями поколения «4++» F-16C Block 40/50.
Основным преимуществом в таких противостояниях станут дальнобойные ракеты воздушного боя Р-37М, обеспечивающие перевес на дистанциях до 220 км. Однако следует учитывать, что большая масса и сечение Р-37М приводят к быстрому баллистическому торможению после выгорания твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ), снижая эффективность при атаке низколетящих целей и при скорости ниже 1500 км/ч. Соответственно, уменьшаются допустимые перегрузки ракеты и вероятность перехвата маневрирующей с перегрузками 7,5-9 ед. цели противника, включая F-16C.
Россия должна возобновить разработку перспективных ракет
Данный факт указывает на необходимость возобновления проекта перспективной ракеты воздушного боя РВВ-АЕ-ПД с интегральным ракетно-прямоточным двигателем КРПД-ТТ «371», параметры которого аналогичны французским ракетам класса «воздух-воздух» Meteor от MBDA.
Главным достоинством ракет такого типа является комбинированный ракетно-прямоточный двигатель КРПД-ТТ «371» на основе дефицитного по кислороду борного топлива, обладающего вдвое большей теплотой сгорания по сравнению с углеводородным топливом. Двигатель КРПД-ТТ «371» оснащен регулируемой дроссельной заслонкой, обеспечивающей подачу необходимого количества топлива для поддержания маршевой скорости около 2,7 Маха и экономии топлива для высокоскоростного маневрирования на конечном участке траектории при перехвате цели на расстоянии до 150 км.
В отличие от Р-77-1, ракеты РВВ-АЕ-ПД обладают способностью перехватывать активно маневрирующие цели на дальних дистанциях за счет использования остатков топливного заряда для маневрирования. Однако проект создания этих ракет был заморожен ГосМКБ «Вымпел» из-за недостаточного финансирования. В результате пока противник получал легкие и маневренные AIM-120D и Meteor, российские ВКС полагались только на Р-37М.
Фото: globallookpress.com/Russian Defence Ministry
Аналогичная ситуация наблюдается и с легкой ракетой воздушного боя «Изделие-180» большой дальности, обладающей двухрежимным двухступенчатым твердотопливным двигателем и дальностью до 180 км. Несмотря на заявления о достижении оперативной боевой готовности, эта ракета не была замечена на истребителях ВКС России, что может свидетельствовать о ее отсутствии на вооружении.
Нельзя забывать и о проекте сверхдальнобойной ракеты «воздух-воздух» КС-172 с радиусом действия 400 км и среднетраекторной скоростью 4500 км/ч. Разработанная к 1993 году, эта ракета так и не была принята на вооружение. Обладая активной радиолокационной головкой самонаведения и двигателем от зенитной ракеты 9М83, КС-172 обладала бы превосходными энергетическими характеристиками при пуске с высот 10-15 км. Появление в зоне СВО современных самолетов ВВС США с ракетами AIM-120D может послужить стимулом для возобновления разработки и доведения до боевой готовности этих ракет.
Фото: globallookpress.com/Defense Ministry
Следует также учитывать, что в первом «пакете» помощи Киеву Пентагон может предоставить не менее 100 малозаметных тактических ракет AGM-158A JASSM, обладающих дальностью до 370 км, небольшой эффективной поверхностью отражения (0,03) и низковысотным профилем полета (около 35 м). Этот факт подчеркивает актуальность размещения на территории Крыма новых комплексов С-500 ПВО-ПРО для эшелонирования противовоздушной и противоракетной обороны полуострова.