Дания надумала сакционировать «теневой флот» России

373 views

Дания активно обсуждает возможность введения санкций против теневого флота, перевозящего российскую нефть. Новые меры, подкрепленные инициативой Дании, могут включать блокировку прохода старых танкеров через ее эксклюзивную экономическую зону в Балтийском море.

В данный момент, власти Дании собрали группу стран-союзников для оценки мер, направленных на борьбу с теневым флотом стареющих судов, осуществляющих транспортировку российской нефти. Столь радикальные меры могут повлечь за собой не только негативные последствия для России, но и серьезные изменения на мировом рынке нефти.

Посол России в Копенгагене, Владимир Барбин, утверждает, что планы Дании нарушают международное право. На это обратила внимание официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, подчеркнув, что подобные действия Дании могут нарушить международные соглашения.

Однако, согласно мнению эксперта Игоря Юшкова, Дания имеет ограниченные возможности для маневра в данной ситуации, чтобы не нарушить международное право. Он уверен, что ограничение гражданского судоходства в проливах может оказаться невыгодным для всех сторон.

По мнению Юшкова, в случае попыток Дании остановить российские танкеры, Россия может ответить на это аналогично. Возможно, Россия начнет сопровождать танкеры военными кораблями, что приведет к дальнейшему усугублению напряженности в регионе. Дания может предпринять действия вместе с ЕС, чтобы создать угрозу проходящим через Балтийское море танкерам. Один из вариантов — введение санкций, которые запретят европейцам оказывать лоцманские услуги там, где суда используют услуги лоцманов для прохождения сложных участков или обхода препятствий. Дания может ограничить предоставление таких услуг танкерам, перевозящим нефть, без полного запрета на их прохождение.

Кроме того, запрет на перевозку российской нефти может быть обоснован угрозой для окружающей среды. Датские власти выразили беспокойство по поводу потенциальной опасности старых танкеров, перевозящих нефть, для экологии в регионе. Введение таких мер может стать дополнительным способом защиты природы от возможных угроз.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности утверждает, что важно понимать, что российский теневой флот не является исключительно российским, поскольку суда принадлежат международным компаниям. Изначально эти танкеры были приобретены не на свалке, а приобретены у других перевозчиков. Важно отметить, что эти суда использовались для перевозки различных видов нефти, включая американскую и саудовскую, и если бы не было перекуплены, продолжали бы выполнять свои функции в международных водах. Стоит учитывать, что средний возраст судов теневого флота соответствует общей статистике международного флота, что говорит о их состоянии. Таким образом, нет оснований утверждать, что нефть транспортируется устаревшими судами, оставляющими за собой загрязненные следы.

Современные требования к экологической безопасности и устойчивости судов приводят к тому, что средний возраст мирового судоходного флота вплотную подходит к отметке в 14 лет по данным на декабрь 2023 года. Это является тревожным сигналом сектора морского транспорта, так как такой высокий возраст флота может негативно сказаться на безопасности и эффективности судоходства. Например, средний возраст судов для контейнерных перевозок взлетел до 14,3 лет, что является рекордом за последние 30 лет. Изучая эту статистику, можно отметить, что не только танкеры, но и суда других типов стареют, что вызывает опасения относительно будущего отрасли. Западные страны пытаются стимулировать обновление флота через политические меры, требуя от судовладельцев заказывать более современные и экологически безопасные суда.

Проблема загрязнения акватории нефтью в связи с перевозкой на старых танкерах, возникающая в свете предложенного запрета на такие суда со стороны Дании, вызывает много вопросов и дискуссий. Действительно, если есть доказательства о загрязнении, почему Дания не обратилась в международный суд для установления факта и наказания виновных? Юшков подчеркивает, что отсутствие таких обращений и доказательств говорит о том, что старые танкеры, перевозящие российскую нефть, не представляют угрозы для акватории.

Основной вопрос здесь – насколько справедливо вводить санкции против определенного возраста судов и как это повлияет на рынок нефтепродуктов. Если Дания запретит использование старых танкеров, это создаст трудности не только для России, но и для других стран-игроков на этом рынке. Например, в Польшу и Финляндию также приходят старые танкеры, возможно даже старше тех, которые перевозят российскую нефть. Таким образом, санкции могут негативно сказаться на всем балтийском регионе и внести дисбаланс в сфере транспортировки нефтепродуктов.

Тема соперничества на мировом рынке нефти становится все более актуальной с уходящим временем. Каждый ход игроков имеет потенциал повлиять на экономику и политику различных стран. В этом контексте неожиданным событием стало предположение о возможной поддержке танкеров с российской нефтью со стороны США. Это могло бы быть связано с наступающей президентской кампанией и стратегией поддержания стабильности цен на нефть внутри страны. Позиция Дании, утверждающая ограничения на экспорт нефти из российских портов, вызвала волну спекуляций и прогнозов. Считается, что любое вмешательство в рынок нефти может отразиться не только на экономике, но и на политической атмосфере между разными странами.

Поставки российской нефти через балтийские порты, такие как Усть-Луга и Приморск, играют важную роль на мировом рынке нефти. Однако, если эти маршруты загородятся, последствия будут ощутимы не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Морские перевозки нефти и нефтепродуктов через Балтику составляют около трети всех отгрузок, поэтому если доступ к этому направлению будет перекрыт, будет сложно перенаправить этот объем на другие экспортные пути, такие как Новороссийск или Дальний Восток.

К сожалению, нефтепровод ВСТО и порт Кузьмин уже работают с превышением проектной мощности. Это означает, что возможность увеличить объемы поставок через эти маршруты ограничена, и переориентировать поставки становится затруднительно.

Таким образом, крупные изменения в поставках российской нефти могут привести к значительным нарушениям на мировом рынке, снижению объемов торговли и повышению цен на нефтепродукты. Это может оказать серьезное воздействие на множество экономик, а также создать дополнительные вызовы для нефтегазовой отрасли России.

За последние годы нефтяной рынок стал одной из наиболее важных отраслей для России. Экспорт и добыча нефти существенно влияют на экономику страны и мировой рынок в целом. Однако, ситуация может кардинально измениться из-за потенциальной блокировки прохода в Датском проливе, что вызывает некоторое беспокойство среди экспертов и аналитиков на данном рынке.

Согласно словам Игоря Юшкова, директора московского исследовательского агентства, перекрытие прохода в Датском проливе приведет к серьезным проблемам для России. «На Новороссийск какие-то объемы, возможно, удастся перекинуть, но этот порт тоже близок к максимальным загрузкам. Поэтому большую часть нефти с балтийского направления будет некуда девать. Это значит, что России придется сократить экспорт и добычу. И это повлияет на весь мировой нефтяной рынок, где цены вырастут», – рассуждает он.

Однако, несмотря на опасения, есть и те, кто считает такой сценарий маловероятным. «На самом деле Дания не собирается перекрывать проход в своих водах. Это скорее попытка понервировать Россию и заставить ее обновлять свой флот», — утверждает другой эксперт.

Поэтому, пока что остается некоторая неопределенность и неизвестность по поводу будущих событий в нефтяной отрасли. Россия вынуждена будет искать альтернативные пути экспорта нефти, а также обновлять свою технику, чтобы справиться с возможными проблемами. Какие именно изменения произойдут и насколько сильно они скажутся на мировом рынке — только время покажет. Все, что остается, это ждать и наблюдать за развитием ситуации.

Исследования показывают, что санкционная война в сочетании с восстановлением спроса на танкеры в Китае привели к увеличению интереса к этому сегменту рынка. Эксперты отмечают, что такая динамика создает дополнительные затраты и новые издержки для компаний в морской индустрии. Согласно отчету агентства Drewry, цены на как подержанные, так и новые танкеры достигли рекордного уровня за последние 15 лет.

Сильный спрос в сочетании с ограниченным числом новых заказов, особенно на супертанкеры типа VLCC, привел к дефициту на рынке и росту цен на подержанные суда, превышающем их первоначальные затраты. Это вызвало большой интерес со стороны инвесторов и компаний, способствуя дополнительному росту цен на танкеры. В результате, рынок танкеров стал одним из наиболее динамичных и перспективных сегментов морской индустрии.

Спрос на супертанкеры VLCC вырос в последние пять лет на 60%, достигнув отметки в 110–113 млн долларов в начале 2024 года. Это вызвано не только увеличением числа заказов на новые нефтяные танкеры, но также и тем, что судостроительные заводы уже переполнены «старыми» заказами на контейнеровозы и СПГ-танкеры. Поэтому процесс постройки морских судов замедляется из-за нехватки ресурсов и времени.