Свершилось – «просроченный» президент Незалежной таки вымолил разрешение «белого массы Джо» на использование американского вооружения для ударов вглубь территории России.
Как утверждают источники на том берегу Атлантики, решение Байдена в этот раз было «молниеносным» – на его принятие понадобилось всего 90 минут телефонных переговоров и 17 дней закулисных увещеваний «коалиции из 18-ти заинтересованных лиц» из Киева и Вашингтона. Свою роль в этом сыграл и Энтони Блинкен, посетивший Киев в мае.
Происходило увещевание на фоне интенсивного наступления русских войск на Харьковском направлении. Ситуация здесь стала настолько «отчаянной», а вероятность потери Украиной Харькова — настолько очевидной, что Байден решился снять ограничения.
Фото: globallookpress.com / Michael Reynolds — Pool via CNP
Ряд экспертов увидели в этом решении Белого дома некий «ультиматум» в адрес России: мол, не смейте расширять театр боевых действий и вообще – бегите от Харькова и Сум, иначе удары по русским территориям будут ещё более интенсивными.
«Ошеломляющий шаг» американского президента
О том, что Байден, привычно забыв о своём же страхе перед усилением эскалации между двумя сверхдержавами, переключился с «нет» на «да», сообщили в последние дни мая американские СМИ — Politico, The New York Times и The Washington Post. Позднее этот «ошеломляющий шаг» Байдена подтвердили и в Пентагоне (цитата по ТАСС):
«Президент недавно поручил своей команде обеспечить Украине возможность использовать предоставленное США оружие в целях контрбатарейной борьбы в районе Харьковской области с тем, чтобы Украина могла наносить ответные удары по российским силам, атакующим её или готовящимся её атаковать».
Необходимые инструкции глава Пентагона Ллойд Остин уже дал командующему объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генералу Кристоферу Каволи.
При этом, как уверяют в Белом доме, главный сдвиг в политике президента распространяется только на «акты самообороны», чтобы Украина могла защитить свой второй по величине город Харьков. Удары разрешены в пределах «нескольких миль» от границы (1 миля = 1,6 км).
«Если бы Россия взяла Харьков, у неё появилась бы серьёзная возможность взять и другие важные районы на востоке Украины. А это подорвало бы ставку Байдена на Киев, который он поддерживает оружием и другой помощью на миллиарды долларов»,
— пишут по этому поводу обозреватели газеты Politico в статье «Как Байден согласился позволить Украине нанести удар по территории России». По словам авторов материала, решение Байдена – «это ошеломляющий шаг», учитывая, что администрация первоначально говорила, что подобная эскалация войны приведёт к более прямому вовлечению США в конфликт.
«Но ухудшение условий для Украины на поле боя — а именно продвижение России и улучшение позиций в Харьковской области — заставило президента изменить своё мнение».
Как Байдена подводили к «ошеломляющему шагу»
Это решение, которое, как отмечает американская пресса, «может стать новой главой в войне для Украины», президент США принял под давлением своих советников и ключевых союзников: госсекретаря Блинкена, советника по нацбезопасности Салливана, министра обороны Остина и председателя Объединенного комитета начальников штабов Брауна.
В публикациях СМИ хорошо просматривается хронология этого давления. Итак, активное наступление России в Харьковской области началось 10 мая.
А уже 13 мая в Киев «для встречи и консультаций» с Зеленским и его окружением» прибыл директор по европейским делам в Совете национальной безопасности США Майкл Карпентер. Послание верхушки киевского режима было ясным: «нам нужно, чтобы вы немедленно сняли ограничения на американское оружие».
Одновременно проходит и защищённая видеоконференция с участием команды Зеленского, помощника президента США по нацбезопасности Джейком Салливаном, главы Пентагона Ллойдом Остином и председателя Объединённого комитета начальников штабов ВС США генерал Чарльза Брауна.
«Салливан, Остин и Браун согласились, что просьба Украины имеет смысл, и решили официально рекомендовать Байдену, чтобы США сняли ограничение для этого конкретного случая»,
— утверждает Politico.
14 мая госсекретарь США Энтони Блинкен, также срочно приехавший в столицу Незаледной, играет в одном из киевских баров композицию «Rockin’ in the Free World” на электрогитаре, чтобы «выразить поддержку украинцам». Но приехал в Киев он не за этим. На встречах с верхушкой киевского режима он испытал «серьёзное давление» со стороны Зеленского и его команды, жаловавшихся на критическую ситуацию под Харьковом.
15 мая Блинкен отправляется в Польшу, а в это время в Вашингтоне Салливан в Овальном кабинете представляет Байдену свои рекомендации по поводу ограничений. Этому предшествовали встречи между некоторыми американскими законодателями с украинскими коллегами, проходившими на Капитолийском холме. Целью встречи было «оказание давления на Белый дом».
Салливан утверждал, что Украина «должна иметь возможность использовать американское оружие для отражения российских атак в Харькове, а для этого надо отменить ограничения».
И в этот же день Блинкен, фактически анонсируя будущее решение Байдена, заявляет:
«В конечном счёте Украина должна сама принимать решения о том, как она собирается вести эту войну».
20 мая Остин и Браун из Пентагона провели виртуальную встречу с Контактной группой по обороне Украины. В том числе обсуждался вопрос о том, следует ли разрешить Украине использовать американское оружие для нанесения ударов через международно признанную границу с Россией.
И ещё через несколько дней, 27 мая, Салливан дал Пентагону окончательный зелёный свет на информирование Украины об официальном решении администрации». Украинским военным было отправлено секретное письмо, в котором подробно описывалось, какое именно оружие они могут использовать в Харькове и при каких обстоятельствах.
29 мая, во время посещения Молдавии, Блинкен впервые «намекает миру» о принятом решении:
«Отличительной чертой подхода администрации Байдена было приспособление к изменившимся условиям, к изменившемуся полю боя, к тому, что изменилось то, что делает Россия».
31 мая, доехав до Праги, госсекретарь США заявляет:
«В дальнейшем мы продолжим делать то, что делали, то есть, по мере необходимости, адаптироваться и корректировать. И это, как я уже сказал, было отличительной чертой нашего взаимодействия; так будет и впредь «.
То есть, он не исключил, что что мишенями могут стать другие регионы России, отмечает Politico.
Координатор Белого Дома Джон Кирби в эфире телеканала ABC сообщил:
«Президент пересмотрел свою позицию и дал добро Украине на удары по территории России американским оружием. С самого начала этого конфликта мы опасались эскалации. И эти опасения остаются в силе. Президент сказал, что не хочет нести ответственность за начало Третьей мировой войны. Мы не ищем конфликта с Россией, ядерной державой».
Тем не менее американская администрация прилагает усилия именно для эскалации, чтобы ядерный конфликт стал реальностью. И это действительно так, если вспомнить о том, что вот-вот Украина начнёт использовать «свои» F-16, несущие ракеты «воздух-поверхность» дальность 370-980 км, а также термоядерные бомбы семейства B-61.
Пока США обсуждали и планировали, в Вашингтоне наблюдали, как более десятка стран – членов НАТО уже дали аналогичные разрешения Украине. И если поначалу представители этих стран реагировали на соответствующие просьбы Киева с опаской, то затем они стали активно лоббировать снятие ограничений.
К лоббистам присоединился и глава НАТО Йенс Столтенберг, выступив с «пламенной речью», в которой подтвердил стремление снять все ограничения на использование поставляемого Украине оружия для ударов по «легитимным целям» на территории России.
А уж после этого в ходе неформальной встречи глав МИД стран НАТО, проходившей 30-31 мая в Праге, прозвучали публичные разрешения Украине использовать поставленные вооружения вне международно признанных границ 1991 года.
Между тем президент России Владимир Путин, в ходе выступления 28 мая в Ташкенте, так прокомментировал заявление Столтенберга:
«Эти представители стран НАТО, особенно в Европе, особенно в малых странах, они должны вообще отдавать себе отчёт, с чем они играют. Они должны помнить, что это, как правило, государство с небольшой территорией и с очень плотным населением».
Вопрос только — отдают ли они себе в этом отчёт? Есть серьёзное подозрение: они об этом даже и не думают.