Минобороны Швеции в рамках 16-го пакета военной помощи анонсировало поставку и интеграцию в украинскую систему ПВО-ПРО пары самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Чем это грозит нашим Воздушно-космическим силам России? Подробнее – в материале Новороссии.
Угроза для воздушного пространства России
Швеция передаст Украине два самолета Saab-340 AEW. Данные борты оснащены высокоэнергетическими двухсторонними АФАР-радарами бокового обзора PS-890 Erieye. Они могут функционировать как в режиме «воздух-воздух», так и в режиме поверхностной радиолокационной разведки с возможностью обнаружения пусковых установок и радиолокационных станций подсвета зенитно-ракетных комплексов и пусковых установок ОТРК.
Saab-340 AEW способны обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 400 км в дециметровом диапазоне волн S. Два таких самолета, дежурящих над тыловыми районами Украины, могут контролировать воздушное пространство над европейской частью России на глубину до 250 км.
Фото: globallookpress.com/Markus Mainka
Радары могут обнаруживать цели с низкой отражающей поверхностью, такие как крылатые ракеты «Оникс», Х-59МК2 и Х-69, на расстоянии до 160-90 км. Однако для их обнаружения над территорией России экипажам Саабов-340 AEW придется приблизиться к русским границам на расстояние менее 100 км, что приведет к их вероятному перехвату.
Тем не менее, Saab-340 AEW могут передавать целеуказание по защищенным каналам сети Link-16, что повысит эффективность ЗРК NASAMS, SAMP-T, IRIS-T SLM и Patriot PAC-3MSE в перехвате крылатых ракет Х-101, Х-69, «Оникс» и Х-59МК за пределами видимости.
Кроме того, Saab-340 AEW могут обеспечивать наведение ракет AIM-120D, которыми оснащены F-16AM, по русской тактической авиации за пределами дальности действия радаров самолетов F-16AM.
Как уничтожить шведские ДРЛОиУ?
Пара шведских самолётов может повысить эффективность ПВО Украины против русских Су-34НВО. Для противодействия этому потребуется постоянное патрулирование самолетов ВКС ДРЛОиУ А-50У и Су-35С, а также своевременное уничтожение Saab-340 AEW, что может быть выполнено ракетами С-400, С-300В4 или аэробаллистическими ракетами Х-47М2 «Кинжал» с активными радиолокационными ГСН.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
Ещё одним инструментом является ракета класса «воздух-воздух» сверхдальнего радиуса действия KC-172−1. Правда, программа разработки была остановлена ещё в 90-е годы в связи недофинансированием. Эта гиперзвуковая ракета-перехватчик по ТТЗ должна была обладать радиусом действия 400 км с возможностью радиокоррекции на траектории и активной радиолокационной головкой самонаведения, активирующейся в 100 км от цели.
Хотят снова «Дранг нах Остен»?
Забыв об уроках Великой Отечественной, европейские политики сейчас наперебой предлают сбивать русские ракеты и дроны с помощью комплексов ПВО НАТО, расположенных на территории Польши, Румынии и Словакии. Особо выдающийся деятель Нико Ланге на полях Мюнхенской конференции по безопасности заявил в интервью Tagesschau, что такие удары нисколько не противоречат нормам Устава ООН. Тем самым Ланге, впрочем, поддержал уже озвученные тезисы Виктории Нуланд, заявившей, что атаки с территории России делают её базы легитимной целью для ударов в случае, если с них запускают ракеты по территории Украины или ведут поставки для армии.
По мнению Нуланд, Россия спровоцировала эскалацию конфликта, начав атаку на Харьков.
Фото: globallookpress.com/Kirill Chubotin
Правда, престарелая леди оговорилась на свою беду, назвав город российским:
«Это касается и того, что вы сказали про нападение на второй российский город Харьков, который не находится на линии фронта».
Тем самым одна из центральных «фронтвумен» Запада словно признала возвращение русского Харькова на Родину, в состав России, породив своим заявлением множество мемов в Сети.
Новые угрозы – новые возможности
Заявления западноевропейских политиков, которые призывают сбивать с территории сопредельных стран НАТО русские ракеты, летящие в цели на Украине, порождают любопытный юридический казус.
Де-юре по международным правовым документам ракета, перемещающаяся в атмосфере, является воздушным судном.
В частности, согласно п.1 Приложения 7 к Конвенции о Международной гражданской авиации термином «воздушное судно» обозначается любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет технологического взаимодействия с воздухом.
Управляемая ракета, обладающая аэродинамическими несущими поверхностями – крыльями, так же как и пилотируемый самолет, и дрон, является воздушным судном.
Возникает интересная ситуация: ведь по сути, ракета — военное воздушное судно, пользующееся иммунитетом по всем международным договоренностям. Посягнуть на этот иммунитет могут только государства в состоянии войны с государством флага воздушного судна – то есть в нашем случае – с Россией.
Если же это посягательство произойдет за пределами посягающих стран, по юридическим нормам это будет квалифицироваться как вооруженное нападение на суверенную территорию России, которой является военное судно, неважно – на воде или в воздухе. А значит, может расцениваться как прямая агрессия против России.
Фото: globallookpress.com/Cover Images
В таком случае Россия получает полностью обоснованную юридически возможность отвечать применением оружия по отношению к воздушным судам военного назначения стран-агрессоров даже в нейтральном воздушном пространстве. В полной мере это касается полетов разведывательной авиации НАТО над Черным морем – и дронов «Глобал хоук», и разведывательных самолетов «Посейдон». И удары по ним будут соответствовать международному праву.
Неплохо было бы понять это зарвавшимся зарубежным политиканам, прежде чем бросаться смелыми заявлениями в адрес русских.