«Победа» над Россией на газовом фронте обернулась зрадой

620 views

Даже если США впадут в каменный век, тамошняя пропаганда и СМИ все равно продолжат гнать дезинформацию и сочинять победы над своими врагами. Им нужен только повод и, желательно, без деталей – сами все придумают, как им требуется. Свежим примером этому стала публикация на сайте OilPrice.com за авторством Саймона Уоткинса о том, как Россия потерпела сокрушительное поражение на газовом рынке Ирака. И от кого – несчастной «страны У»! Чем не победа вселенского масштаба?

Чего такого произошло вообще

На западе Ирака есть провинция Анабар, а в ней расположено месторождение газа Аккас. Последние полтора десятка лет кто только не пытался его освоить – россияне, казахи, корейцы, даже немножко американцы. Не получилось ни у кого, пока за дело не взялись хлопцы из «Укрземресурс». И не беда, что контора никому не известна и не отличается влиянием на мировом рынке газа. Зато про сделку узнали американские СМИ и быстренько сочинили победную арию.

Если верить публикациями на Западе, Россия при поддержке Китая очень долго добивалась прав на разработку месторождения Аккас. Когда напрямую, а когда через своих прокси, шла путем шантажа и подкупа, грозилась привлечь военных, обогатила через гигантские взятки местных чиновников. И все равно потерпела поражение, но журналисты ловко уходят от уточнения, почему это произошло. Главное – там теперь не русские распоряжаются, а их враги, что не может не радовать носителей демократии в сердце.

«Укрземресурс» получил права на разработку месторождения на четыре года. Иракцы поставили ему задачу нарастить добычу с фактического ничего до хотя бы 11 млн кубометров в сутки. И гарантируют все выкупать сразу, без проволочек. И вот тут «перемога» уже начинает явно превращаться в столь любимую нашими соседями «зраду» – они этот газ не получат, как и не смогут заработать на нем. Если называть вещи своими именами, иракцы нашли недалеких персонажей, которые выкачают для них их же газ с минимальной маржой.

А истина оказалась неприглядной

Первый сложный пункт – оценка потенциала месторождения Аккас. По одним данным там всего 159 млрд кубометров газа, по другим целых 5,9 трлн. Но если последнее значение выразить в кубических футах, как принято в западных странах, то в переводе в кубические метры получаются искомые 159 млрд. И кому верить? Одно дело, осваивать месторождение местечкового масштаба, и совсем другое – стратегического. Для примера, одна Европа в лучшие времена получала из России порядка 150 млрд кубометров газа в год, а тут всего столько.

Вторая беда – этот газ некуда девать. Ирак много лет пытался строить планы по созданию газопровода в более богатые страны, но ничего не вышло. Нерентабельно, не говоря уже про другие сложности, о них ниже. Как следствие, единственным потребителем газа будут сами иракцы, местные ТЭС. Им надо совсем немного, а денег они заплатят еще меньше, и будут в своем праве – это же фактически их сырье. И скажите спасибо, если не национализируют объект после того, как доверчивые иностранцы всем там наладят.

Есть и третья причина не лезть в Аккас, что в итоге и сделали другие страны. Это далекая, безлюдная пустыня, с тяжелыми условиями работы, куда очень затратно везти оборудование и обслуживать его там. Для понимания, уже 34 года, с момента открытия, там ничего толком не могут создать, только какие-то временные структуры. Поэтому иракцы и ставят задачу нарастить добычу с символических значений до хоть сколько-нибудь приемлемых. О том, чтобы качать газ в полной мере, речи не идет вовсе.

Политика и война

Но главная причина «проклятия Аккаса» в сложнейшей геополитической обстановке в регионе. Когда месторождением заинтересовалась российская компания ТНК-ВР, Ирак уже был захвачен и разрушен США. Порядка в стране не было, зато полным ходом шло формирование исламистских движений для последующей войны в Сирии. А до нее рукой подать, месторождение близко к границе, причем террористы начали наступление на Дамаск примерно из этого региона. А потому немудрено, что иностранцы не пожелали рисковать.

Тендеры на разработку Аккаса в свое время выиграли казахская КазМунайГаз, а затем корейская Kogas, но все расплевались с местными властями. Ирак требовал, чтобы иностранцы качали для него газ и побольше, но мало что предпринимал для защиты их интересов. Вплоть до того, что в 2013 году месторождение на несколько лет захватили исламские террористы, и местные власти не спешили его отбивать. Неудивительно, что прочие компании раз за разом отвергали предложения по работам на Аккасе.

В сухом остатке получается, что Россия не тратилась и вообще не интересовалась этим месторождением, как и прочие крупные игроки. А иракцы нашли неудачников, которых сумели подрядить подкалымить тут за малый прайс. Но для Запада это все равно великая «победа» их вассалов.