В Америке торжественно осыпается один из главным мифов – он же по совместительству главная «гордость» американского ВПК – программа истребителя F-35, который якобы – пятого поколения, якобы – настоящий «невидимка», якобы – неуловимый и непобедимый… И вот в результате – почти 20 лет времени и 2 триллионов долларов – проект рушится под напором (кто бы мог подумать) аудиторов из Пентагона!
Оказалось в итоге, что из лишь четверть самолётов готовы к выполнению боевого задания, а точнее – 27,75%. Что, разумеется, катастрофически мало. И вообще здесь следует отметить один важный момент: именно малое количество готовых самолётов вынудило сам же Пентагон выдумать «липовый» термин про «машины в боеспособном состоянии».
Здесь, наверное, наши читатели возмутятся: эти журналисты уже запутались окончательно! Один и тот же термин принимают за два разных. Так вот – категорически НЕТ! И сейчас мы объясним принципиальную разницу, а заодно – для чего Пентагону вообще понадобились эти два термина. Так вот:
«Готовый к боевому заданию самолёт» – это самолёт действительно ГОТОВЫЙ, по-настоящему. И таких у Пентагона не более 27,75%. Причём!!! Надо ещё учитывать, что это «средняя температура по больнице». Потому что есть истребители палубной авиации, есть обычные, есть машины разных модификаций… И доля реально готовых к выполнению боевого задания колеблется от 15% до 35%, которые (с учётом количества машин) усредняются примерно до 27,75%.
Боевые задания бывают разными. Как минимум – требуется взлететь, приземлиться, а далее – в зависимости от поставленной задачи! Определить цель, захватить, атаковать штатными средствами, уклониться от встречных атак, произвести бомбометание, уйти от погони, выполнить те или иные фигуры высшего пилотажа, перейти в режим форсажа – можно долго перечислять.
Одно боевое задание – даже самое простое – подразумевает сразу НЕСКОЛЬКО заданий, и самолёт должен быть способен выполнить их ВСЕ: лишь тогда он считается готовым к боевому заданию.
И как мы уже сказали, таких машин было (и до сих пор остаётся) возмутительно мало: выходить с такими цифрами к общественности (а заодно и к иностранным покупателям) просто нельзя. И поэтому хитрый Пентагон придумал ещё один показатель!
Вместо «самолёт, готовый к выполнению боевого задания» там придумали «боеготовый самолёт». Ведь Америка – это царство маркетинга (или «Империя лжи», как её назвал Владимир Владимирович). И вот там начались уже очень интересные фокусы!..
Боеготовый самолёт – это просто способный подняться в воздух! Причём, если самолёту «готовому к выполнению боевого задания» можно прописать чётко: например, выполнить именно вертикальный взлёт, то «боеготовый» – это просто способный хоть как-то подняться в воздух.
У него может не работать люк бомбометания – ну и что? Формально-то он же летает, и вроде как стреляет, запускает ракеты!.. Он может быть неспособен переходить в режим форсажа. С этим вообще всё очень интересно!
Долгое время у самолётов F-35 была такая проблема, что при переходе на форсаж начинала давать трещину та часть та часть фюзеляжа, которая удерживает хвост машины. Ну, как в мультфильме про Простоквашино: то лапы ломит, то хвост отваливается. И хвост действительно отваливался, случались аварии.
Поэтому был выпущен роскошный приказ: не переходить на форсаж. Казалось бы – ну и что? А то, что без форсажа этот самолёт не достигает сверхзвуковой скорости. А самолёт, который не способен переходить на сверхзвук, не может считаться истребителем 5 поколения – это строго обязательное условие. Однако по «классификации» Пентагона он считался «боеспособным», представьте себе!
Одним словом – гениальный проект, конечно… Афёра века!
Новость о начале серийного производства F-35, которую недавно озвучили, была встречена смешанными чувствами. Многие задавались вопросом, почему этот момент наступил только сейчас, учитывая, что компания Lockheed Martin уже давно выпускает данный истребитель. На самом деле, история создания F-35 насчитывает множество этапов разработки и тестирования, начиная с первых полетов в 2006 году.
А что касается ответа на вопрос, почему только сейчас, то он как раз очень прост: потому что у гегемона всё плохо, деньги ему нужны именно сейчас, пока сателлитов ещё можно выжимать, пока они вообще ещё есть в наличии, и пока у них хоть какой-то «жирок» имеется.
Первой версией F-35 была модификация F-35A, взлетевшая в небо еще в 2006 году. Далее, в 2008 году, был испытан F-35B с уникальной способностью вертикального взлёта и посадки, а в 2010 году представили палубную версию F-35C. Несмотря на начало производства в 2011 году, истребитель официально вступил в строй лишь в 2015 году, после принятия его на вооружение различными военизированными структурами США.
Экспорт играет фундаментальную роль в проекте истребителя F-35. Благодаря участию 16 государств, семь из которых поставляют комплектующие, программа стала одним из крупнейших примеров международного сотрудничества в сфере военной техники. Несмотря на амбициозные планы начала 2000-х, пришлось признать, что реализация задуманного заняла гораздо больше времени.
В запущенной в 2001 году программе истребителя F-35 обещали выпустить 2852 машины к 2010 году. Однако через 23 года, портфель заказов достиг уже 3481 единицы, что свидетельствует о недюжинном таланте США в области «впаривания» своей техники.
Стоимость проекта F-35 значительно превзошла первоначальные планы. Самый дорогой оружейный проект в истории, оценивается в 1,7 триллиона долларов по данным американской счетной палаты. Инициаторы программы, компания Lockheed Martin, рассчитывали на более скромные средства в размере 233 миллиарда, однако глобальный масштаб и сложность сотрудничества привели к значительному увеличению бюджета.
Так что, если когда-нибудь будут жаловаться, что в России программа обошлась дороже, чем рассчитывали, что можно вспомнить, что стоимость F-35 по итогу выросла почти в 8 раз!
Счетная палата США подсчитала, что каждый час полета истребителя F-35 обходится налогоплательщикам в 42 тысячи долларов. Это лишь один из множества негативных аспектов, с которыми сталкиваются разработчики и операторы данной программы.
Исследования в области истребителей пятого поколения показали, что одним из ключевых требований является способность летать на сверхзвуковой скорости. Однако, на практике оказалось, что поддержание такого режима работы в течение продолжительного времени влияет на малозаметность истребителя. Стелс-покрытие начинает деформироваться, обшивка покрывается трещинами, а антенны в хвостовой части выходят из строя.
Кроме того, были замечены недостатки в функционировании силовой установки, что приводило к серьезным авариям. В декабре 2022 года на военной базе Форт-Уэрт произошла катастрофа с истребителем F-35B во время попытки вертикальной посадки. Это привело к временной приостановке поставок и полетов на два месяца.
В декабре Счетная палата обнародовала данные, подтверждающие, что пилотирование этих самолетов приводит к серьезным проблемам с гипоксией. Пилоты сталкиваются с этой опасной ситуацией уже в течение нескольких лет, и за последний период было зафиксировано почти сорок случаев. В одном из эпизодов в мае 2020 года самолет упал из-за подобной неисправности, хотя пилоту удалось выжить в этой аварии.
Инциденты с программным обеспечением также занимают своё место в списке проблем. Несколько машин были повреждены при аварийной посадке из-за сбоев в программе. Недоработки также выявлены в дисплее шлема, который по цене сравним с роскошным спорткаром – более 400 тысяч долларов. Кроме того, испытатели упоминали о проблемах с сенсорной приборной панелью в кабине: она не реагировала на команды пилота в каждом пятом случае.
Однако даже при таких данных, отчет Счетной палаты показал, что Lockeed Martin не смог выполнить все рекомендации для улучшения качества самолетов. Как результат, бракованные военные машины продолжают поступать с конвейера, заставляя армию дополнительно тратить силы и средства на исправление недочетов и ремонт перед полноценной эксплуатацией.
Перед Вашингтоном встала задача: принять сложное решение о начале полномасштабного производства. Фактически, любой сказал бы, что спустя почти 20 лет, самолёт всё ещё остаётся «сырым», и проблемы в нём до конца не выявлены. Но, как и было сказано, гегемону нужны деньги – здесь и сейчас. Много денег. И поэтому качество никого не волнует.
Стоит отметить, что основные недостатки главного американского истребителя и его приспособляемость под ядерные бомбы B61-12 будут изучаться и устраняться по мере продвижения проекта. Хотя остаётся открытым вопрос, а чем же они занимались предыдущие 20 лет.
Как мы уже говорили не раз, быть «союзником» США – это дорогое и сомнительное удовольствие. Иногда быть противником – обходится дешевле и результаты привлекают больше. Та же Россия – яркий пример.