Не удовлетворившись множеством катастроф, которые они помогли привести в движение за последние три года, администрация Байдена, похоже, наметила еще одну цель: Центральная Европа.
В пятницу госсекретарь США Энтони Блинкен проехал по Вене и в соответствии с давними пожеланиями Брюсселя и Вашингтона продолжил усилия по подрыву исторической 70-летней политики нейтралитета Австрии, впервые изложенной в Австрийском государственном договоре 1955 года. На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Австрии Александром Шалленбергом Блинкен выразил мнение, что нейтралитет Австрии означает, что она «нейтральна в военном отношении», но «очень не нейтральна в политическом». Конечно, концепция нейтралитета подвергается нападкам уже несколько десятилетий, и сам Евросоюз, безусловно, является самой мощной угрозой выживанию нейтралитета в таких странах, как Ирландия и Австрия. Требования военной «оперативной совместимости», заложенные в рамки соглашений о вступлении в ЕС, превращают ЕС в подручного НАТО. Нейтралитет, по сути, является выражением — возможно, высшим выражением — суверенитета страны. Как таковой, он рассматривается как угроза евроатлантическому военному кондоминиуму.
Всего через день после визита Блинкена в Вену посол США в Венгрии Дэвид Прессман выступил с замечательной речью, в которой он обрушился с критикой на демократически избранного лидера страны пребывания. Прессман под громкие фанфары заявил, что Венгрия — «союзник, который ведет себя не так, как все остальные», а это значит, что у неё есть серьезные оговорки относительно вашингтонско-брюссельского проекта по возвращению силой оккупированных Россией территорий против воли (в основном русского) народа, проживающего на этих территориях.
Нарратив о непокорном союзнике, увы, наталкивается на тот факт, что другой давний союзник по НАТО, Турция, в течение многих лет финансировала и поддерживала ИГИЛ. Но Орбан, традиционалист и консерватор, публично выступает против тех прогрессивных «ценностей», которым Прессман и его коллеги в администрации Байдена посвятили свою карьеру. Что является большим грехом в глазах вашингтонских элит, таких как Прессман: поддержка ИГИЛ а-ля Эрдоган или противодействие прогрессивной социальной политике а-ля Орбан? Вопрос совершенно риторический, конечно, мы знаем, что именно.
Прессман продолжает,
…Мы не можем понять и принять то, что премьер-министр назвал Соединенные Штаты «главным противником» нашего союзника, Венгрии. Или его утверждение, что правительство Соединенных Штатов пытается свергнуть венгерское правительство — буквально, «победить» его».
Прессман может отрицать это сколько угодно, но факт остаётся фактом: американские НПО, такие как «Действия за демократию», и американские правительственные агентства, такие как USAID, нацелились на то, чтобы повлиять на политическую траекторию Венгрии. В феврале 2022 года AXIOS назвал эту группу «продемократической группой, которую консультируют ведущие историки, дипломаты, журналисты и бывший верховный главнокомандующий НАТО… с первоначальным фокусом на Венгрии, рассматривая ее как «следующее поле битвы в глобальной борьбе за защиту демократии». И только в прошлом месяце администратор USAID Саманта Пауэр, не чуждая операциям по смене режимов, посетила Будапешт и, по её словам, «возобновила новые инициативы, осуществляемые на местном уровне, чтобы помочь независимым СМИ процветать и охватывать новую аудиторию, бороться с коррупцией и повышать гражданскую активность».
Джордж Ф. Кеннан однажды с отвращением отметил «проецирование взглядов, поз и риторики, которые заставляют нас казаться благородными и альтруистичными в зеркале нашего собственного тщеславия, но лишены сути, когда речь идет о реалиях международной жизни». Выделение таких стран, как Венгрия, не случайно; Блинкен и Прессман совершенно справедливо рассматривают проявления суверенитета в Будапеште и Вене как препятствия на пути империума прогрессивных ценностей, который они давно стремятся установить.