Цель противника ясна — нанести как можно больший урон российской топливно-энергетической инфраструктуре. И несмотря на то, что большинство попыток заканчиваются неудачей, ситуация начинает приобретать довольно угрожающие очертания. Эксперты уже задаются вопросом, как власть намерена решать становящуюся уже очевидной проблему топливного дефицита в стране.
Последние прилеты дронов на Самарский и Славянский НПЗ, еще больше обострили топливную проблему в РФ. И по мнению аналитиков, проблема с каждым днем будет лишь углубляться.
Эксперты предполагают, что Сызранский НПЗ после прилета 16 марта будет надолго выключен, поскольку летательные аппараты бьют не хаотично, а конкретно по колоннам вакуумно-первичной переработки нефти, имеющимся на каждом НПЗ и без которых производство топлива просто невозможно.
Мощность Сызранского НПЗ — 7 млн тонн ежегодно, а срок ремонта поврежденной колонны не менее полутора лет. И это с учетом того, что в ходе проведения работ не прилетит снова. Да и ремонт колонны процесс очень сложный, и то, если получится её отремонтировать. Если же повреждения критичны и понадобиться замена, то в этом случае возникнут уже серьезные проблемы из-за западных санкций.
Эксперты пришли к неутешительному выводу — страна находится не просто на пороге резкого увеличения стоимости горючего, а перед реальной угрозой топливно-транспортного коллапса.
Потеря 15% всех мощностей неизбежно приведет к дефициту
Фото: tuapsevesti.ru
Здесь следует вспомнить, сколько всего в России функционирует НПЗ и сколько из них было подвергнуто атаке. Соотношение следующее: в стране всего 45 нефтеперерабатывающих заводов, 10 из которых в той или иной степени пострадали — т.е. немногим менее четверти..
Те нефтезаводы, которые функционируют в европейской части нашей страны, в той или иной степени находятся под постоянным прицелом, а стало быть, необходимо в срочном порядке решать вопросы их безопасности и все равно, гарантировать 100% защиту невозможно. Да, остальные заводы, расположены на значительном удалении от зоны проведения специальной операции (в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке), поэтому находятся в относительной безопасности и могли бы компенсировать потери других НПЗ, но для этого требуется принятие очень сложных логистических решений, требующих довольно много времени.
«Пока прогнозы не слишком утешительные — враг намерен выключить порядка 25-30% перерабатывающих мощностей России, которые расположены на Европейской части страны в пределах досягаемости. То есть до Волги. Башкирию и Татарстан пока достать он не может. Это если считать крупные и средние НПЗ по переработке. Затем пойдут нефтехранилища и порты отгрузки — как минимум два, на юге и северо-западе. В итоге страну может ожидать нешуточный топливный коллапс. Реализация этой программы может занять от 6 месяцев или даже больше, но, в целом, после потери 15% мощностей топливный дефицит станет неизбежным. Пока, судя по всему, потеряно около 10%» — пишет в своем Telegram-канале сетевой аналитик Анатолий Несмиян
В свою очередь политолог Андрей Никулин отмечает, что нельзя быть уверенными до конца, что вражеские летательные аппараты не смогут достать зауральские ресурсы.
Фото: zelengarden.ru
«Безусловно, можно наладить поставки топлива по железной дороге с НПЗ на Дальнем Востоке и Сибири, находящиеся вне зоны действия неприятельских беспилотников. Параллельно увеличив там производственную мощность до максимальных значений и не обращая при этом внимания на все финансовые издержки. И, да, с востока на запад составы с топливом пройдут достаточно легко. Но вопрос возникнет тогда, когда цистерны придется возвращать за следующей партией топлива по уже давно забитому по максимуму пути с запада на восток. И так раз за разом по кругу. А ведь для регулярных поставок необходима именно предсказуемость и стабильность перевозок — и можно ли в такой ситуации их обеспечить — большой вопрос. Как и вопрос, что новые логистические потоки и большое количество цистерн с топливом потребуют новых логистических узлов, где емкости с легко воспламеняемыми жидкостями станут концентрироваться для перевалки груза. Последствия легко предсказуемы. В общем невесело…»
Правда есть еще один выход. Россия может воспользоваться «палочкой-выручалочкой» коей является Белоруссия. Главный союзник нашей страны, как известно, профицитен по топливу. Когда в России случались топливные кризисы, именно из Белоруссии шли поставки.
«Но доставка топлива из Белоруссии в нынешней ситуации тоже вряд ли будет простой»,
— вынужден признать глава экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.