Идем на рекорд, скоро будет поздно. Таджикская аномалия в России

861 views

Согласно сведениям, опубликованным МВД России, за январь-июнь 2023 года гражданами нашей страны стали 149 тысяч выходцев из Средней Азии и Закавказья. Львиная доля приходится на таджиков. Причина – полное несоответствие законодательства нынешним реалиям.

Министерство внутренних дел опубликовало статистику принятия иностранцев в российское гражданство. Результаты крайне тревожные – замещающая миграция всё больше становится фактом. За первое полугодие 2023 года паспорт с двуглавым орлом получили 149 тысяч выходцев из Средней Азии и Закавказья. Конечно, следует отминусовать небольшой процент этнических русских и представителей иных коренных народов России, которые репатриировались на историческую родину. Но в общем и целом можно сказать, к нам переехал за 6 месяцев крупный среднеазиатский райцентр. И не просто переехал, а получил все права граждан.

Львиную долю «новых россиян» (58,4%) составляют граждане Таджикистана. Нашими согражданами стали за полгода сразу 87 тысяч таджиков. Рост, по сравнению с первой половиной 2022 года, составил 17,26%. Таджики получают российское гражданство в 8 раз больше, чем киргизы, и в 9 раз чаще, чем узбеки. С чем связана такая нездоровая аномалия? Ответы следует искать в законодательных прорехах, которые никто пока не собирается устранять. Во-первых, дело в неадекватно работающем законодательстве о соотечественниках. Откроем ФЗ-99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Кто является соотечественником? Думаете, тот, кто хотя бы считает себя русским или представителем других коренных народов нашей страны? Никак нет.

Среди прочего, «лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства». Чиновники трактуют это так: таджики – бывшие граждане Советского Союза. А значит, им можно раздавать паспортов, сколько влезет. Между тем, это вольная трактовка нормативно-правового акта. Ведь этот фрагмент в ФЗ относится к определению, которое расположено выше:

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе…

И вот после «в том числе» идёт пассаж про лиц, ставших гражданами независимых государств после распада Советского Союза.

Являются ли таджики исторически проживающим на территории Российской Федерации народом? Нет. Проживали ли предки таджиков на землях нынешней России? Нет. Делают ли десятки тысяч таджиков-«новых россиян» выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с нашей страной? Крайне сомнительно. Чаще всего они получают все блага, предоставляемые российской социальной системой, материнский капитал для своих многодетных семей, пенсии, льготы, пособия, а затем просто уезжают домой. Если же Россию нужно защищать с оружием в руках, они умывают руки и достают из широких штанин таджикский паспорт.

И тут мы подходим к ещё одной проблеме. Между Россией и Таджикистаном действует ельцинский договор о двойном гражданстве от 7 сентября 1995 года. По сути благодаря данному нормативно-правовому акту для таджиков создаются тепличные условия. Москва признаёт их двойное гражданство. В случае же, например, с белорусами, которые стали гражданами России, наша страна попросту считает их только гражданами России. А с таджиками – вот такая вот ситуация. Причём, с последствиями.

Например, человек, отслуживший в армии Таджикистана, не должен служить в Вооружённых Силах России. Соль в том, что от таджикской срочной службы можно вполне легально откупиться. В результате число граждан призывного возраста у нас растёт за счёт мигрантов, а полноценный армейский резерв – фактически нет (какие резервисты из людей, ни разу не державших в жизни автомат?). Согласно закону, в случае мобилизационных мероприятий «новые россияне» из числа таджиков всё же обязаны пойти на фронт. Но на деле избежать этого – проще простого. Достаёшь таджикский паспорт, едешь домой, ждёшь. Система контроля никак не отлажена.

Таким образом, проблема с паспортизацией мигрантов вполне может быть названа таджикской проблемой. Если решить её, острота спадёт очень быстро.

Во-первых, программа переселения соотечественников в Таджикистане должна быть приостановлена или вовсе отменена в связи с аномальными показателями. Русских в стране – едва насчитается 30 тысяч. Им давно пора всем выдать гражданство и закрыть вопрос.

Во-вторых, следует переписать нормальным юридическим языком закон о соотечественниках. Соотечественником должен являться представитель коренных народов России, которые не имеют своей национальной государственности за её пределами (скажем, Армении или Казахстана в случае армян и казахов). При этом следует помнить, что белорусы и малороссы – это часть триединого русского народа. Данный факт должен быть отдельно прописан в специальном списке коренных народов России, где все будут перечислены чётко и внятно.

И, наконец, следует не продлевать соглашение о двойном гражданстве с Таджикистаном в 2026 году. Как сказано в статье 10, «Договор действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока». Так вот за 6 месяцев до истечения в 2026 году нужно заявить о прекращении действия соглашения и не прошляпить момент. Тогда подобная «аномалия» исчезнет и процесс «паспортизации» мигрантов пойдёт на спад. Пока же итоги, если верить статистике МВД, нельзя назвать иначе, чем катастрофичными.