Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Студентка из Бурятии и «Сибирская кабарга» взяли главную награду конкурса

В рамках года культурного наследия народов России в начале июля в Башкортостане прошел Всероссийский фестиваль-конкурс «Потомки великих мастеров», участие в котором принимали студенты среднего и высшего образования в возрасте от 16 до 35 лет.

Фестиваль, по словам организаторов, был призван поддержать интерес у молодежи к традиционной народной культуре, а также помочь сохранить и развить художественные ремесла регионов, народные промыслы, ну и конечно же поддержать студенческое творчество в области народной культуры.

Произведения мастеров оценивались в 15 номинациях, а сами участники конкурса представляли 35 городов. В общей сложности жюри пришлось оценивать около 200 работ от талантливейших мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Дагестана, Чечни, Башкортостана, Липецка, Омска, Новосибирска и многих других городов. И самый главный приз в номинации «Художественная обработка металла» (кузнечное ремесло, художественное литье) был присужден нашей землячке, Ирине Айкановой, ранее никому не известной, скромной, 25-летней девушке из Бурятии, студентке Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. На конкурс Ирина представила скульптуру «Сибирская кабарга», которую по достоинству оценили эксперты-профессионалы своего дела из Москвы, Дагестана и Уфы, отметив очень высокий уровень мастерства выполнения изделия.

Встретившись с победительницей, корреспондент «МК в Бурятии» не смог удержаться от того, чтобы не взять небольшое интервью у лауреата Первой степени Фестиваля. Ведь Ирина не только обаятельная девушка и жительница нашего города, но и талантливый мастер, подающий большие надежды в своем деле.

— Ира, расскажите о конкурсе и как вам посчастливилось оказаться в числе номинантов?

— Об этом конкурсе я узнала еще в прошлом году – мне предложили поучаствовать от университета. Тогда удалось пройти в финал. В этом году тоже решила участвовать и отправила материалы по своей работе. Конкурс проводился в Республике Башкортостан, городе Уфа и состоял из двух этапов: первый – заочный, проходил весной, а второй этап – очный – в июле этого года. Я прошла отбор Экспертного совета фестиваля и попала в число участников в номинации «Художественная обработка металла» наряду с еще десятью номинантами из Дагестана, Башкортостана, Челябинской и Липецкой областей.

— Это ваш первый конкурс, в котором вы победили?

— Нет, не первый. В прошлом году моя работа от университета участвовала во Всероссийской научно-практической конференции и смотр-конкурсе творческих работ студентов по направлению «Технология художественной обработки материалов», на котором заняла 3-е место в номинации «Мастерство – металл».

— То есть «Сибирская кабарга» не единственная ваша работа?

— Нет, есть еще «Баргузинский соболь» – моя первая работа, которую я сделала в университете и с которой участвовала в конкурсе в Дагестане. Других пока нет, изготовление каждой занимает много времени.

Фото: из личного архива Ирины Айкановой

— А что больше привлекло в конкурсе «Потомки великих мастеров»: участие или победа?

— Конкурс и его организация мне очень понравились, особенно формат данного конкурса, так как решающую роль там играла не только та работа, с которой ты прошел в финал, но и работа, которую ты изготавливаешь прямо на конкурсе, с ограничением по времени. Ну и победа, как итог, очень даже не плохо..

— Рассчитывали, что одержите победу или это было полной неожиданностью?

— Не рассчитывала, если честно. На конкурсе было много начинающих мастеров, и много по-настоящему крутых работ, поэтому сложно вот так оценивать.

— Известно, что конкурсная комиссия отметила очень высокий уровень мастерства выполнения вашего изделия, и в итоге вы стали Лауреатом первой степени фестиваля-конкурса в своей номинации. Расскажите подробнее о своем творении: из чего оно, почему именно кабарга, как делали, долго ли или наоборот очень быстро..

Фото: из личного архива Ирины Айкановой

— Да, похвалы я отхватила, конечно… Представленная мною работа «Кабарга» выполнена в технике «художественное литье», это скульптура малых форм из бронзы. Для своей работы я хотела выбрать какое-то необычное, редкое животное, обитающие на территории именно нашего региона, собственно, так и пришла к кабарге. Самое сложное и долгое в работе – это выбрать объект и его положение, то есть, что именно лепить и как лепить. Также много времени занимает сам процесс лепки из пластилина. Дальше уже быстрее, форма, воск, металл. Если углубиться в процесс, то сначала модель изготавливается в пластилине. Потом с нее снимают форму, после чего в эту форму заливается воск. Далее, восковую модель дорабатывают, строят литниковую систему, заливают формовочной массой. После вытапливания воска, в получившуюся полость заливается расплавленный металл. В итоге металлическую модель извлекают, чистят, получая готовую скульптуру. В моем случае кабарга была из бронзы. На ее изготовление у меня ушло почти пять месяцев неторопливой работы.

— Что вдохновляет вас на создание работ?

— Основным источником моего вдохновения всегда были сроки сдачи курсовых (смеётся — ред). — А вообще, если серьёзно, вдохновляюсь совершенством живых организмов и природой.

— То, что вы представили в качестве своей работы – это то, чему вы научились в университете или это творчество, к которому тянуло вас и раньше?

— Да, с детства меня тянуло на изобразительное искусство, в основном на рисунок, живопись. Скульптурой и ювелирным искусством я начала заниматься только в университете на кафедре «Металловедения и технологии обработки материалов». До этого у меня не было понимания как это все делается. Ну и тут надо понимать, что это все не просто, так как требуется много дорогостоящего оборудования.

— На сколько, по-вашему, это искусство востребовано сейчас в современном мире?

— За весь мир говорить не могу, но, например только в нашем городе как минимум три литейных мастерских, плюс множество умелых скульпторов. В одной из таких мастерских ООО «Реставрационная компания Лотос» я проходила производственную практику. И хочу сказать, что заказов на скульптуры довольно много, как местных, так и из других регионов России. Так что у нас много ценителей прекрасного.

— Есть ли у вас кумир, на которого вы хотите равняться в своем творчестве?

— Мне нравятся работы многих скульпторов, но, если выделить кого-то конкретного – это определенно Бет Кэвенер – американский скульптор, процесс творчества которой заключается в создании цельных скульптур на металлической арматуре, часто из нескольких сотен килограммов глины за раз. Кавенер наиболее известна своими фантастическими фигурами животных, которые воплощают в себе всю сложность человеческих эмоций и поведения. Ее работы выставлены в частных галереях и государственных музеях по всей Америке.

— А сами не пробовали выставлять свои работы?

— В феврале этого года я принимала участие в выставке современного декоративно-прикладного искусства «Сагаан hарын Мэндээ!», которая проходила в Художественном музее имени Сампилова. Пока единственная выставка, в которой я участвовала.

 — Как относитесь к критике? Болезненно или спокойно принимаете на свой счет стороннее мнение?

— Если критика от специалистов и содержит какие-то замечания, наставления что и как развивать – я только за, она скорее мотивирует. Но я категорически против критики, которая полностью отрицает работу мастера.

— Какие еще виды искусств вам интересны? Может, вы завсегдатай картинных галерей или не пропускаете ни одну стоящую киноновинку? Или, возможно, жить не можете без какой-то музыки?

— Как говорила ранее, с детства меня тянет к изобразительному искусству, поэтому стараюсь посещать выставки по рисунку, живописи и художественным изделиям из металла, как в Улан-Удэ, так и в тех городах, где бываю. Больше всего, из того, что я пока смогла посмотреть, понравилась Третьяковская галерея, там очень много шикарных работ. Самая любимая из них, думаю, «Царевна-Лебедь» Врубеля.

— Есть ли у вас наставник, может быть, те люди, которых вы хотели бы поблагодарить за помощь в подготовке к июльскому конкурсу?

— Хотелось бы поблагодарить за консультирование в работе мастерские «Лотос» и «Darkhan Gold». Выразить благодарность скульпторам Петру Гармаеву и Зоригто Дансарунову, ну, и, конечно же, заведующему кафедрой, Мосорову Владимиру Ивановичу за особенную поддержку. Это человек, который периодически дает мне, так сказать, мотивационный «пинок», побуждая меня участвовать в конкурсах и не медлить.

— Кем видите себя в будущем?

— Обучаясь в университете я изучаю технологию как художественного литья, так и ювелирного искусства. В каком направлении из них пойду – пока еще не определилась, но точно хочу творить что-то свое. Я пока на третьем курсе, время у меня еще есть.

— Ира, что бы вы могли пожелать тем ребятам, которые, как и вы хотят посвятить себя творчеству?         

— Могу посоветовать сразу несколько моментов. Во-первых, быть готовым учиться на протяжении всей жизни, так как в творчестве нет ступени «совершенство». Во-вторых, побороть свою лень, потому что лень главный враг любого человека. В-третьих, прислушиваться к мнению профессионалов, оно бывает полезно, и, в-четвертых, очень важно побороть свой страх и поверить в себя. Ну, и напоследок, конечно же творить!