Владелец самой обширной в России коллекции традиционного костюма открыл в Омске выставку и пообщался с корреспондентами 12 канала.
— Сергей Анатольевич, в наш Сибирский культурный центр вы привезли 25 уникальных комплектов одежды, которую люди носили больше 100 лет назад. Как выбирали экспонаты?
— Идея этой выставки — «Вся Россия на карте Омской области» — принадлежала специалистам вашего замечательного «Теремка» (хочу сказать, что это уникальный центр изучения культуры не только в Омске, но даже в масштабах России). Мысль была — показать костюмы из тех регионов, откуда в Омскую область приезжали переселенцы, чтобы люди посмотрели, как одевались их предки. Например, у кого казачьи корни — смотрите костюмы из Рязани, оттуда ехали казаки.
— Сколько всего у вас народных костюмов и легко ли было их собрать?
— Больше 30 лет я этим занимаюсь, собрал около 300 костюмов конца 19-го — начала 20-го века. Большая удача, когда получается найти целый комплект от одной хозяйки, но в среднем на то, чтобы собрать костюм уходит от 3 до 7 лет.
— А с чего началась ваша коллекция?
— Когда мне было три года, жил в деревне. И бабушка по отцу хранила в сундуке свой свадебный наряд, а каждое лето выкладывала его на солнышко «прожарить». Я с детства видел эту красную понёву, рубаху. Потом уже после армии я занимался в фольклорном коллективе, стал ездить в экспедиции по деревням и вдруг вспомнил про бабушкин наряд. Нашёл его у родственницы, он был уже в плачевном состоянии, так как использовался в качестве карнавального костюма. Пришлось зашить кое-где, привести в порядок. Второй костюм нашёл — моей двоюродной бабушки. И это стало началом моей коллекции.
Сначала ко мне пришла идея собрать по одному костюму от каждой губернии. Но это оказалось невыполнимо, ведь в разных районах одной губернии одевались по-разному. Придёт баба в крупное село на рынок — можно было понять, откуда она, из какой деревни. Мужские костюмы собирать сложнее. Мужики больше работали, больше потели. К тому же, рубахи часто распарывались — бабы шили детям одежду или просто мешки для круп. Но у меня есть и мужские наряды.
Вот рубашка фиолетовая с вышивкой — пермская. А жилетки вошли в моду в эпоху НЭПа. Так мог выглядеть парень, который вернулся из города с заработков, приехал жениться. У него жилетка — писк моды, вместо портов — брюки с ширинкой, а вместо лаптей — сапоги.
— Сейчас почти у каждого человека есть несколько десятков предметов одежды — на работу, для занятий спортом, для дачи. А насколько велик был гардероб у людей век назад?
— У женщин было до 30 нарядов на разные случаи. Хранили всю жизнь обычно свадебный. Надевали его только по большим праздникам, поэтому он и сохранялся лучше всего. Так, моя бабушка всю жизнь берегла костюм, в котором вышла замуж. Он был похож на этот свадебный костюм из Рязанской области. Почему он красный? Есть легенда, что при набеге кочевников молодая княгиня с ребёнком, чтобы им достаться, кинулась с высокой башни оземь, кровь пропитала одежду. Потом в память о ней женщины носили красные наряды.
А старухам в красное одеваться уже было нельзя. Вот праздничный наряд старухи — он в клетку. Женщина, знаете когда становилась старухой? Когда рождался первый внук. Замуж выходили рано, так что лет с 35-40 можно было уже старухой стать. Интересно, что чем клетка меньше, тем бабка старше.
Несколько костюмов существовало траурных. Если умер близкий родственник, нужно было одеваться в белое, так как это траурный цвет. Белая рубаха, белый запон (фартук). Потом отмечали 7 дней, 40 дней, полугодие и год после похорон — нужны были разные костюмы. Держали траур три года. Но на Пасху, например, даже вдова должна была одеться празднично. О том, что женщина в трауре, могло говорить то, как она повязала платок.
— В современных деревнях ещё есть шансы найти старинные костюмы?
— Можно найти, но надо со знанием дела подходить: составить маршрут, решить с кем ехать. Одному в деревню лучше не ездить, но напарник должен быть не коллекционер, чтобы не подраться (смеётся). Одеться надо так, чтоб не выделяться среди местных. Надо знать, куда идти в деревне. Лучшие места — колодец или магазин, там надо ждать, разговаривать.
Вот у меня был удачный случай в Калужской области, в селе Дешовки. Там есть фольклорный коллектив, его участницы выступают в исторических нарядах своего села — рубахи и сарафаны. Так вот я приехал к ним на фестиваль, но было жарко, я решил искупаться. Шёл с реки, смотрю — тихая улочка, заросшая травой-муравой. Думаю: «Тут, наверное, одни бабулечки живут». Дошёл до колодца, там три бабы с полными вёдрами (хорошая примета!), разговорился с ними, и они меня направили к односельчанке — у неё, может быть, что-то сохранилось.
Та бабка долго на чердаке лазила, я уж испугался, жива ли она там. Спустилась с узелком, а в нём богатство — рубаха с древним ромбическим орнаментом, понёва шерстяная. 19-й век. Оказалось, что это костюм ещё её бабки. Принёс я этот костюм в местный ДК, а они сначала не поверили, что это из их села, такой древности никогда не видели. Просили: «Отдай нам в музей», но я не отдал, сказал: «У вас в селе ещё много чердаков, ищите сами».
— Вы много ездите со своими костюмами, в том числе показываете их за рубежом. Как там принимают?
— Народное всем интересно. Многие страны сохраняют, держат свои традиции. В некоторых странах люди в национальной одежде на праздники выходят, в Финляндии, например. Интересный случай был в Китае. Там проходили «Дни России», и, кроме костюмов, я привёз рушник 1940-х годов с вышитым Лениным. Как они просили им его продать! Министр культуры Пекина лично приезжал. Но я не продал.
— А что за человечки вышиты на этом наряде? Это тоже традиционный узор?
— Да, традиционный. Тут изображён хоровод.
— А почему человечки грустные?
— Это же свадебный наряд. А невеста на свадьбе что делала? Правильно, плакала. Она ведь была невесть кто, то есть никто. У неё было самое последнее место в социальной иерархии. Её брали практически как рабочую скотину в дом. Только после рождения жена она начинала пользоваться уважением.
— А вам бы хотелось, чтобы люди в России снова начали повсеместно носить традиционную одежду?
— Носить сарафаны, рубахи и порты — это неудобно в современном мире. Когда говорят, что мы должны носить такое постоянно, я не согласен. А вот этностиль нужно поддерживать, по-моему. Подчёркивать свою национальность одеждой — это правильно, это хорошо.
P. S. Увидеть выставку традиционного русского костюма «Вся Россия на карте Омской области» можно по адресу: Бульвар Мартынова, 6. Большая часть костюмов создана вручную, они украшены вышивкой, бисером и даже перьями. Работать выставка будет до середины ноября. Задать вопросы можно по телефону 53-03-67.