Через Омское метро предлагают пустить электроавтобусы или грузопассажирские системы с еврокоробами

3 views

Участники «круглого стола» предлагали альтернативные варианты по перевозке пассажиров и не только в метро. 

8 сентября в аудитории регионального Общественно-политического центра (ОПЦ, улица Красный Путь, 9) был проведен «круглый стол» по проблемам Омского метрополитена как чрезвычайно актуальным, социально и экономически важным для города Омска. «Круглый стол» проводился Общественной палатой Омской области и Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области с участием представителей профильных министерств и заинтересованных организаций под руководством Лидии Петровны ГЕРАСИМОВОЙ, председателя Общественной палаты Омской области (ОП ОО), и Анатолия Алексеевича СОЛОВЬЕВА, председателя Комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности ОП ОО. 

В работе «круглого стола» приняли участие: ученые, инженеры, архитекторы, общественные деятели, журналисты. 

Открывая работу «круглого стола», Анатолий Алексеевич СОЛОВЬЕВ сказал: 

«Мы все знаем общественную остановку транспорта в нашем городе. Вблизи библиотеки имени Пушкина находится спуск в подземный переход с эмблемой метрополитена. Но мало кто знает, что за стенами этого перехода находится станция метрополитена. Пусть она недостроенная, но она есть. Там оставалось в свое время только облицевать и установить рельсы, и станция могла действовать. Но, к большому сожалению, этого не получилось. На нашем «круглом столе» присутствует Виктор Иванович БЕЛОВ и может подтвердить, что, будучи министром промышленности, он проводил совещания на перроне станции «Библиотека имени Пушкина». Метро – наша гордость и боль. 6 сентября о проблемах метро в прямом эфире рассказал губернатор Омской области Александр Леонидович БУРКОВ. Он отметил, что подземка в Омске – это дорогой проект, который будет оптимизирован. Метро в классическом виде мы вряд ли с вами построим. Это большие капиталовложения, большие объемы денежных средств, которые нужно сегодня выделить на поддержку метро. Я передал вам слова сказанные губернатором. Теперь я приведу слова Марата ХУСНУЛЛИНА, заместителя председателя правительства Российской Федерации, которые он написал на своей странице в интернете. ХУСНУЛЛИН указал, что он недавно встречался с губернатором, и они подробно обсуждали строительство метро в Омске. Он также подчеркнул, что строительство метро обойдется очень дорого, но метро в Омске будем достраивать».

Далее СОЛОВЬЕВ продолжил: 

«Среди возможных вариантов развития транспортной системы Омска на базе недостроенной инфраструктуры метро перспективными можно считать следующие. Легкий рельсовый транспорт – это вид транспорта с самой высокой провозной способностью. Однако при реализации проекта на маршруте «Железнодорожный вокзал – улица Рокосовского» с максимальным использованием объектов недостроенного метро затраты составят не менее 15 миллиардов рублей, а срок строительства – 3–4 года. Второй вариант – направляемый автобус. Эта система была разработана еще в 1970-х годах в Германии. Она позволяет двигаться без снижения скорости в стесненных условиях тоннелей и по трамвайным путям. В настоящее время направляемый автобус активно эксплуатируется в Великобритании, а самая длинная трасса (12 километров) – в Австралии. В Свердловской области создают скоростную трамвайную линию длиной 20 километров: 11 трамваев будут курсировать по маршруту «Екатеринбург – Верхняя Пышма». Современный трамвай может быть быстрым и комфортабельным». 

В заключение своего выступления Анатолий СОЛОВЬЕВ подчеркнул: 

«В Омске подобный вид транспорта планируется вместо недостроенного метро».

Большой вклад в решение транспортных проблем Омска вносят ученые СибАДИ. Павел Викторович ОРЛОВ, начальник научно-исследовательского отдела СибАДИ, в своем докладе рассказал о проблемах транспортной системы города Омска, в том числе о постоянном увеличении стоимости проезда, об увеличении времени в пути, о заторах на улицах города и других. Он также указал на необходимость инвестиций по достройке метро в объеме более 50 миллиардов рублей. Вместе с тем отметил, что из-за особенности линейной планировки города и перпендикуляра – реки Оми происходят изменения в направлении маршрутов пассажирского транспорта, ежегодное уменьшение пассажиропотоков, в результате чего в Омске метро становится ненужным. Оно только прибавит дополнительные проблемы городу. Павел ОРЛОВ добавил:

«В СибАДИ рассматривались альтернативные и более дешевые (в 15–20 миллиардов рублей) варианты: скоростной трамвай, направляемые автобус, электроавтобус и троллейбус, которые также требуют дополнительных проектных решений. Например, вентиляция, газовое топливо, зарядные станции, батареи, современный подвижной состав, испытательные полигоны и прочие. Также нужно учесть другие факторы: строительство аэропорта «Омск-Федоровка» и Северного обхода города, прогноз пассажиропотоков, мировой опыт». 

Ректор СибАДИ Александр Петрович ЖИГАДЛО поддержал тезисы, высказанные Павлом ОРЛОВЫМ. Вместе с тем отметил непомерно высокий для Омска уровень расходов при продолжении строительства метрополитена, а также необходимость принятия системных и комплексных решений.

В сообщении Владимира Юрьевича ЛЕВАДНОГО, представителя транспортно-логистических компаний, председателя производственного кооператива и автора проекта «Омский монорельс», предложен принцип совмещения пассажирских (убыточных) и грузовых (прибыльных) перевозок, современных технологий быстрой обработки грузов в так называемых еврокоробах. Владимир ЛЕВАДНЫЙ наглядно на слайдах представил варианты использования внеуличного транспорта второго уровня, актуальных пилотных монорельсовых маршрутов в городе Омске, наземных станций, в сопряжениях со станциями Омского метро. Им отмечены эффективность монорельсовой грузопассажирской системы, ее возможность развития, расположенность на втором уровне над землей, легкость ее строительства (5 станций – менее 1 миллиарда рублей).

Никита Петрович ШАЛМИН, архитектор, председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПК), директор ООО Института территориального планирования и землеустройства (ИТПЗ) «Генплан», не согласился с Павлом ОРЛОВЫМ, что Омск имеет линейную планировку. Никита ШАЛМИН возразил, что изначально Омск уже был трехлучевым (основа – реки Иртыш и Омь). Плотность пассажиров имеется только в центре. В советское время был пассажиропоток из работников крупных заводов, сейчас его нет. Сегодня необходимо учесть, что географический центр города находится на левом берегу. Никита ШАЛМИН высказал свое мнение, что внеуличный монорельсовый транспорт годится для южных городов, а для Омска как сибирского города это фантастика, иначе он был бы уже в других городах. Будущее – за нерельсовым транспортом: сейчас трамваи даже в часы пик идут пустые. Многие технологии отмирают, необходимо использовать новые технологии, капсульную технику, беспилотные системы, автоматические – с заданием адреса. Из подвижного состава будет эффективен электроавтобус.

При обсуждении докладов и транспортных проблем города Омска выступили: руководитель департамента транспорта Минстроя Омской области Инесса Рафаэльевна ПРИТУЖАЛОВА, руководитель департамента государственных программ и развития инфраструктуры Минэкономики Омской области Анатолий Владимирович СМИРНОВ, директор Управления заказчика по строительству транспортных объектов гидротехнических сооружений (УЗСТОГС) Минстроя Омской области Андрей Иванович МОЛЧАНОВ, технический директор УЗСТОГС Минстроя Омской области Владимир Михайлович ПЛЕХАНОВ, и.о. директора департамента транспорта Администрации города Омска Вадим Геннадьевич КОРМИЛЕЦ, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Татьяна Юрьевна ВАГИНА, заместитель Министра, руководитель департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Александр Александрович ВОЛОДЕЕВ, а также члены Общественной палаты Виктор Иванович БЕЛОВ, Евгений Иванович БЕЛОВ и Сергей Витальевич УГРЮМОВ. Они рассматривали различные стороны транспортных проблем и особенности линий Омского метро, указывали на аналогичный опыт других городов. 

Подытоживая обсуждение, Александр Петрович ЖИГАДЛО отметил: наряду с решением транспортных проблем города, вопрос стоит прежде всего о том, что делать с недостроенными объектами метро. Использование других транспортных схем и различного подвижного состава требует отдельной проработки, системного и комплексного подхода, учета опыта других городов и особенностей города Омска. СибАДИ готов проводить необходимые проектные работы.

В завершении обсуждения Лидия Петровна ГЕРАСИМОВА поблагодарила участников за содержательные и интересные сообщения, появившуюся определенную ясность в сложившейся ситуации, отметила необходимость разработки концептуальных вопросов и предложила продолжить дальнейшие обсуждения транспортных проблем города Омска на базе Общественной палаты. 

Последним мероприятием «круглого стола» было вручение дипломов и сертификатов студентам СибАДИ, которые были участниками Молодежной конференции по экологии, проведенной в Ленинградской области 18 августа. Награждение провели: Лидия ГЕРАСИМОВА, Александр ЖИГАДЛО и Анатолий СОЛОВЬЕВ. 

От автора. Так на «круглом столе» конкретных решений принято не было. Однако все говорили, что работу метро необходимо «оптимизировать». Что означает «оптимизировать», каждый понимает по-своему. Вспоминаю, что в советское время на подобных мероприятиях было избитое высказывание: «Нами проделана определенная работа». Вскоре в народе это высказывание стали понимать как «там еще и конь не валялся». Так и на «круглом столе» – поговорили, поговорили, да и разошлись, при этом на прощание сказали друг другу: «до новых встреч».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ