«Нет ничего правильного и нет ничего неправильного»: омский священник – о похоронной службе

0 views

Как этот старинный ритуал прижился в современном мире? На минувшей неделе в омском бизнес-инкубаторе прошёл семинар, посвящённый православным обрядам погребения, а также тому, как эти традиции преобразовались в современном мире. Мероприятие организовал «Омский парк памяти» при поддержке Омской епархии.

«Нет ничего правильного и нет ничего неправильного. Есть сложившиеся традиции и есть многовековой опыт церкви, так как это могло быть», — начал свою лекцию омский священник Илья Багаев.
По его словам, современные службы — это некий отголосок того, что было ещё сто лет назад. Однако, как заметила директор Музея мировой погребальной культуры Татьяна Якушина, по статистике в церковь россияне чаще всего обращаются, чтобы провести крещение. На втором месте — отпевание.

«Даже если человек не ходил в церковь, не был воцерковленным (речь об усопшем — Прим. Ред.), всё равно родные пока делают это (поминальные службы — Прим.Ред.) на всякий случай», — уточнила Татьяна Якушина.



Как рассказал отец Илья, по традиции погребальный обряд должен начинаться ещё в доме усопшего. При этом каждое действие, заметил он, наполнено символами и «на что-то намекает».

Так, раньше к приходу батюшки родные самостоятельно обмывали и обряжали усопшего. Затем необходимо было тело усопшего положить на украшенный стол Почему именно так? Дело в том, объяснил священник Илья Багаев, что омовение символизирует воскресение человека, чистоту и непорочность. А в лучшие одежды следует одевать потому, что погребальная служба считается у православных торжеством.

    «Омыли человека, облачили, положили лицом вверх, но не в гроб — на стол. Лицом к востоку. Теперь приготовили гроб, по-хорошему батюшка этот гроб должен окропить святой водой. Уста покойника сомкнули, руки сложили. Изобразили образ, что он спит. Руки крестообразно складывают. Так что если возникает вопрос, что забыли крестик нательный надеть усопшему, а под рукой нет — не страшно. Мы уже дали крест ему личный», — добавил священник.
    После первой заупокойной службы у гроба следует похоронная процессия. Однако в наши дни она заменяется похоронными эскортами. Так что родные, друзья и священник встречаются уже в самом храме.

    В храме совершается последняя для усопшего служба на которой он будет присутствовать до момента погребения. Все молящиеся по обычаю держат в руках свечи, ставшие символом торжества.

    К слову, последнее прощание с умершим раньше всегда проходило в храме, там же и запечатывали гроб. А вот сегодня этот трогательный момент погребения, по сложившейся уже советской традиции, переносится непосредственно на кладбище.

    «Закопали, крест водрузили. А если крест обветшает, или памятник захотите поставить, то крест лучше прикопать в могильный холмик — выбрасывать его не нужно», — добавил священнослужитель.


    Следом — поминальная трапеза. Однако сейчас, объяснил отец Илья Багаев, этот момент искажен. Трапеза — это не про «накормить своих близких». Ведь лучше приготовленной едой помочь другим людям, которые, к примеру, вынуждены жить на улице, и попросить их помолиться за усопшего.

    Многие забывают, что на столе обязательно должна быть кутья — это пшеница или рис, пропитанные мёдом. К слову, как объяснила Татьяна Якушина, традиция не класть вилки и ножи на поминальный стол пришла к нам с языческих времён.

    «Вот когда территория нашей страны была языческой, поминки назывались словом «тризна», ещё в дохристианские времена. И на тризны было принято, чтобы приходили враждующие племена. И нельзя было приходить с оружием, до сих пор у нас традиция не выкладывать на поминальный стол вилки и ножи — режущие предметы», — объяснила Татьяна Якушина.

    Специалист уверена, что похороны не обязательно должны следовать христианским канонам, главное — выразить любовь к умершему. К примеру, в её опыте проведения похорон была такая история: для тех, кто не смог приехать, организовали онлайн-трансляцию. Вместо молитв и торжественной музыки включили «Машину времени», которую любил слушать усопший.

    «Так получилось, что родственники и знакомые, которые смотрели это, потом сказали, что это была трогательная церемония, наверное, одна из лучших», — добавила Якушина.
    Она уверена, что главное, чтобы родным было тепло, поскольку люди мучаются из-за смерти близкого, а поминальная церемония способна напомнить им о любви к этому человеку.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

    «У нас люди стали редко плакать на похоронах, сдерживаются, но эти эмоции нужны, чтобы человек выплеснул свою боль», — заключила Татьяна Якушина.