Об архитектуре и не только, о выборе без выбора.
Впереди дни больших выборов. Впервые у меня нет кандидата. И против всех нет строчки. Кворум соберётся. Объявят лотерею с прозрачными билетами для «своих», день Города как агитация сработает. Так навеселе, во дворах, в масках и перчатках сколотят результаты. Пенсионеров уже порадовали. Вот и «верных» бюджетников поманили повышением жалования.
Традиционно считалось, что люди творческие к вопросам политическим индифферентны, оно и верно. На первый взгляд, какое отношение к способу нанесения краски имеет власть? Талантливая работа она и Африке хороша. Только не нужны никому эти картины. Формат сюжетов обмельчал до почти миниатюры. Бывая в других городах, всегда хвастаю нашими Дороховым — Баймухановым — Кошелевой — Александровым… Новые имена в Омске? Поколения от Белова — Либерова — Шакенова до Кичигина — Гурьяновой — Бобровой… А далее ПРОВАЛ… И это не только предвзятое наблюдение. Давление на творчество не прошло даром — «СОЛОВЬЯМ» В НЕВОЛЕ НЕ ПОЁТСЯ! По приказу ищут «креативных!» в безыдейном, потому бессмысленном содержании! Бузовы им в паруса!!!
Прошло 30 лет после последнего переворота во главе с Ельциным. Вспоминаю творческий всплеск надежды почти как после революции в 1917-ом. Авангардисты, символисты, примитивисты раскрыли пространства осмысления, строились галереи, выставочные площадки открывали новые имена.
В музыке… Перечислять много. К известным «Аквариуму» и «Машине времени» прибавились «Кино», «А-Студио», «ДДТ», «Любэ», другие команды… Потеснили и корифеев. Вспоминаю концерт самого Муслима Магамаева в СКК Омска в конце 80-х. Шёл он приложением к американке!!!
Прошли и те времена. Многие кумиры сошли с дистанции, а «петухи» типа Киркорова и Баскова фанерят по сей день, сами решают, кому из новых голосов оказаться на щедрых гонорарных подмостках. Сама Примадонна как главный рулевой и глава семейства Прошлого, Настоящего и Будущего российской эстрады вершит судьбами претендентов на выход за кулисы. Новогодние шабаши («Голубые огоньки») уже не смотрят, декорации всё красочней, красочней бразильских фестивалей, костюмы до тошноты ярче европейских гей — парадов.
Про важнейшую из искусств — кино: от трагических шедевров Митты «Иди и смотри» и «Покаяние» Абуладзе до прямых эфиров с места сожжения одесситов и бомбёжки Донецка прошло немного времени. Заказанное антисоветское кино сегодня смотрится сплошным антироссийским. Мыльные сериалы о судьбах владельцев роскошных интерьеров то ли формируют ориентиры, то ли «богатые тоже плачут». Как итог наблюдаем милые голливудские слезинки трудной женской доли от омского кандидата в думцы для мягкосердечных избирателей. Превращение чисто бабской истории с разочарованиями и маленькими радостями в путь великого государственного деятеля, чем не основа для осмысления служителями киноэкрана?! Вспоминаются приключения Ёперной певички в 2016г., составившей партию предателю из числа думских коммунистов. Киевская отшельница теперь жжёт в интернете, отбирая хлебное ремесло у примы — балерины (в прошлом). Если условный сценарий пойдёт «по-Настюше», кандидата в мэры Сочи в 2009г. нам будет стыдно, если «по-Машутке» — проклянём.
В архитектуре прошли путь от дворцовых заказов для новых русских до типизации бюрократической машиной по процедурам. Сами архитекторы государству оказались не нужны фактически и философски: в связи с отсутствием идей построения новой России. Хаос в головах власти, алчность заказчиков и продавцов оттеснили процесс осмысления пространства. Город как площадка для наживы и хайпа временщиков формируют территории по понятиям и САМОДУРСТВУ временно поверенных на местах.
Все почему(?) на поверхности, как радужные пятна после разлива нефти: кто рулит, те и в ответе. На сегодня это Единая. На подтанцовке Справедливая и Коммунисты. Либералы заняли свою бюджетную нишу, главный зажигает эфир пророческими перлами. С кем дальше? Партия, выдавшая на-гора много чудесных персонажей беспринципных функционеров, бесцельных мечтателей о парламентском содержании — ничего не предложит!
Сплошное «НЕ ВЕРЮ!» угнетает. Почитайте агитки и листовки: сплошь шедевры ханжества и лицемерия. НЕ ВЕРЮ Единой — что привнесут новые, кроме себя любимых. Никогда НЕ ВЕРИЛ в Справедливых по околопартийному вокруг Губернатора — инвестмена. Зачем Прилепин присоседился к ним, в чём интрига? Этим коммунистам давно нет доверия, последние скандалы в омском стане левых консерваторов оптимизма не добавили. Неужели либералы и остались для ориентира?
Какая новая сила даст импульс развитию архитектуры? При старых ничего не изменится точно. Нет у них нужды кроме охраны сбережений и бизнес — позиций, «созидания» законов самосохранения. ДЛЯ АРХИТЕКТУРЫ вижу одни тупики. Когда один из моих давних товарищей, немало отдавший ремеслу в сердцах говорит: «Пусть будет проклят день, когда стал архитектором!» — это уже ДИАГНОЗ такому обществу, не меньше! Когда из специалиста среднего звена, выучившего Градостроительный, Земельный, Административный Кодексы «делают» сразу главного архитектора города, то это насмешка над всей историей архитектуры, как искусства.
Так за кем наше будущее, мастера культуры? Решится не сейчас, не в этот раз и без меня, старого архитектора. НЕТ ДЛЯ МЕНЯ ВЫБОРА НА ВЫБОРАХ!
Сакен Хусаинов. Личное мнение архитектора. Август 2021г.