На фоне резкого ухудшения положения государственного бюджета в прошлом году в России был зафиксирован всплеск мероприятий по конфискации у граждан активов не доказанного происхождения. По итогам 2020 года государство изъяло и перечислило в бюджет Пенсионного фонда 10,7 млрд рублей таких средств, пишет Финанз со ссылкой на заключение Счетной палаты на отчет об исполнении бюджета ПФР.
По сравнению с 2019 году сумма конфискованного выросла в 5,1 раза, а план на 2020 год превысила более чем в 6 раз.
Основную долю — 7,692 млрд рублей — составили поступления денежных средств, изъятых решениями судов. Речь идет о деньгах, в отношении которых не были предоставлены доказательства их законного происхождения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, отмечает СП.
Соответствующий закон был принят в рамках пенсионной реформы 2018 года. В бюджет ПФР разрешили перечислять «конфискованные денежные средства в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений».
Спустя год норму расширили, и теперь она действует не только в отношении чиновников-коррупционеров. В конце 2019 года Конституционный суд уточнил, что имущество не доказанного происхождения может быть конфисковано у любых лиц, а не только у госслужащих и членов их семей.
Денежные средства, обращенные в собственность государства на основании обвинительных приговоров судов по делам о преступлениях коррупционной направленности, составили лишь 15% от конфискованных активов в доходах ПФР — 1,583 млрд рублей, отмечает Счетная палата. В целом штрафы, санкции и конфискации стали самой быстрорастущей статьей доходов Пенсионного фонда и лидером по исполнению плана.
Основной источник наполнения ПФР — социальные взносы с работающих граждан — практически не выросли: 5,459 трлн рублей в 2020 году против 5,409 рублей годом ранее. Относительно прогноза по сборам поступления оказались ниже на 3,7%.