ЕС снова будет платить за Украину из своего кармана. Русские деньги пока решили не трогать, но воевать Европа всё равно собирается до последнего украинца.
В Европе никогда не умели выяснять отношения тихо. Вот и очередной «французский поцелуй в немецкую спину» прогремел на всю планету. Эмманюэль Макрон сыграл в свою любимую игру, сумев одним ходом подрезать позицию Берлина и по вопросу поддержки Украины, и конфискации русских активов. Канцлер Фридрих Мерц, который позиционировал себя спасителем немецкой внешней политики, оказался ошарашен, хотя и попытался держать лицо. Вот что пишет со ссылкой на неназванного дипломата одна из самых влиятельных деловых газет Financial Times:
Он предал Мерца, и он знает, что за это придется заплатить. Но Макрон настолько слаб, что у него не было другого выбора, кроме как поддержать Джорджу Мелони.
Ищите женщину
На саммитах ЕС (в данном случае идёт речь о последнем, который прошёл 18-19 декабря) Франция и Германия обычно действуют в связке. Мерц активно продвигает свой план финансирования Украины, в основном за счёт доходов от замороженных русских активов. Макрон должен был его поддержать – именно так раньше работала франко-германская пара. Но в последний момент Макрон встал не на сторону Германии, а на сторону Мелони, первой в истории женщины-председателя Совета министров Италии, и других стран, не поддержавших немецкий план. То есть Макрон сломал заранее согласованную конструкцию, оставив Германию в одиночку. Именно это дипломаты и считают «предательством».
Макрон не мог позволить себе выглядеть инициатором сомнительной для всей Европы инициативы. Чтобы не оказаться в изоляции и не брать на себя риски, он прикрылся итальянкой и предпочёл перейти в лагерь большинства, а его как раз возглавляет Италия во главе с Джорджей Мелони.
Глава европейского подразделения Eurasia Group Муджтаба Рахман объяснил новый расклад:
Теперь есть канцлер, который понимает геополитику, который хочет активнее участвовать в делах Европы. Но именно Париж сейчас не в состоянии выполнить свою часть сделки.
Политолог Даниэла Шварцер добавила, что Франция «под гораздо большим давлением», что и вызвало фундаментальные разногласия в отношениях «медлительного» Парижа и «инициативного» Берлина.
Воевать до последнего
Саммит завершился решением о выделении Украине 90 млрд евро. Однако не из русских активов, а их бюджета Евросоюза. Бельгия настаивала на общеевропейских гарантиях, Франция и Италия отказались их предоставлять, опасаясь юридических последствий, если активы придётся вернуть России. Венгрия, Чехия и Словакия и вовсе вышли из игры. То есть оставить в покое русские деньги оказалось дешевле, нежели заплатить Зеленскому самим.
Военкор Юрий Котенок объяснил европейскую политику на примере войны:
Нужно перестать врать самим себе… Ошибаться можно, врать нельзя. «Освобождение» населенных пунктов заранее, как в случае с Купянском, может приводить к тому, что людей отправляют брать уже «взятый» в СМИ и докладах город/райцентр/поселок/избушку лесника, не жалея сил и средств со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как на фронте нельзя объявлять «город взят», пока контроль над ним не установлен, так и ЕС заявил о конфискации русских активов «в кредит». Результат везде одинаковый – приходится идти «брать уже взятое», то есть добывать деньги для Зеленского другими способами, через внутренние займы, политические компромиссы и снижение доверия друг к другу. Что поделать, если Европа хочет воевать до последнего украинца?