
Западный военный аналитик Исаак Зейтц поставил неудобный вопрос: что будет, если российский Су-57 встретится в воздухе с китайским J-35A без наблюдателей и скидок на политику? Ответ оказался настолько прямым, что в Пекине его предпочли бы не цитировать, а в Вашингтоне — не обсуждать вслух.
Западный журналист объяснил, почему Россия снова впереди Китая.
В западной прессе редко признают, что технологическая расстановка сил в воздухе изменилась. На протяжении десятилетий США свободно распоряжались монополией на успех, но времена изменились: Россия и Китай обзавелись собственными «невидимками», и теперь приходится сравнивать уже не с американской F-серией, а друг с другом — что для Запада неожиданно болезненно.
Именно этим занялся американский аналитик Исаак Зейтц в публикации для 19FortyFive.
Материал получился примечательный.
Зейтц начинает с сухого, почти инженерного перечисления параметров. Су-57 — крупный, уверенный в себе самолёт: около 20 метров длины, размах крыла 14 метров, и два двигателя АЛ-41Ф1, которые обеспечивают ему скорость выше 2 Махов. В улучшенных версиях россияне собираются ставить «Изделие 30», что превращает истребитель в ещё более серьёзный инструмент воздушного доминирования. Дальность — около 3500 километров, что в переводе на обывательский язык означает: он может работать далеко и долго.
Китайский J-35A, напротив, выглядит скорее как самолёт компромиссов — длина 17 метров, крыло 11,5, скорость до 1,8 Маха и боевой радиус в 1200–1500 километров.
Его традиционно хвалят за малозаметность, но в авиации давно известно: одних «тихих форм» уже недостаточно, особенно если противник приходит не только с красотой линий, но и с набором реальных инструментов для боя.
И вот тут начинается самое неприятное для Пекина.
Су-57 известен не только внешним обликом, но и манёвренностью, которой Россия всегда славилась; высоким отношением тяги к массе; качественной аэродинамикой; интегрированным комплексом радиоэлектронной борьбы; и, что особенно важно, разнообразным вооружением.
В частности, дальнобойные ракеты Р-37М, которые превращают воздушную дуэль в асимметричную ситуацию: один стреляет издалека, другой вынужден гадать, откуда прилетит.
Зейтц, не скрывая удивления, прямо пишет: сочетание РЭБ, мощных радаров и дальнобойных ракет делает Су-57 фаворитом почти в любой конфигурации боя.
Китайский J-35A, как бы его ни рекламировали в Азиатско-Тихоокеанском регионе, просто не обладает набором характеристик, который позволил бы ему уверенно вести схватку на нескольких дистанциях.
Ирония ситуации в том, что США, пытаясь оценить конкурентов, наконец обнаружили очевидное: Россия создала самолёт, который не просто существует в виде демонстрационного проекта, а способен навязывать условия боя. Универсальность Су-57 — от ближнего манёвренного боя до перехвата на дальних рубежах — ставит его в отдельную категорию, куда J-35A пока откровенно не дотягивается.
И когда Зейтц пишет, что в реальном столкновении российский самолёт «скорее всего победит», это звучит почти как признание:
«Универсальность Су-57, комплекс радиоэлектронной борьбы и дальнобойные ракеты Р-37М делают его более вероятным победителем в столкновении один на один», — цитирует АБН24 военного аналитика.