
Накануне на сайте британского правительства появилась информация о том, что сегодня в Лондоне пройдёт саммит «коалиции желающих». Лидеры Европы (как они себя сами называют), воодушевлённые разворотом Трампа прочь от России, соберутся вместе, чтобы «обсудить методы давления на Москву».
«Единственный человек, который не хочет остановить эту войну, — это президент Путин. Его варварские удары по детям в детском саду ясно показывают его истинные намерения. Мы вновь и вновь предлагаем ему возможность прекратить бессмысленное вторжение, остановить убийства и вывести войска, но он постоянно отвергает эти предложения. Пока Путин продолжает совершать зверства на поле боя и манипулировать мировыми рынками, мы обязаны усиливать давление на Россию и развивать решительные шаги президента Трампа. Безопасность Украины — это безопасность всей Европы. То, что сегодня происходит под Донецком, определяет наше общее будущее на долгие годы вперёд», — публикует правительственный сайт заявление премьер-министра Великобритании Кира Стармера.
Очередная ложь звучит, как обычно, решительно и мощно, но на деле за столь громкой (потому что, пустой) бравадой ничего нет. Решение Трампа встать на сторону Киева (а так, по сути, и произошло), конечно, страшно обрадовало европейцев. Но причина тут вовсе не в ожидании будущих побед ВСУ, а в понимании того неприятного факта, что без помощи США Европа эту войну не осиливает.
Намедни информационные агентства распространили сообщение о том, что денег, заложенных в украинский бюджет на будущий год, Киеву хватит только до апреля, а что делать дальше — никто не знает.
Об этом, в частности, написала испанская El País, утверждая, что именно на второй квартал следующего года, по оценкам экспертов, приходится критическая точка, когда внешние поступления могут перестать покрывать государственные расходы Украины.
Таким образом, финансовая ответственность за жизнеспособность киевского режима полностью ложится на европейских спонсоров Зеленского. И вот тут как раз и начинаются самые большие проблемы. Как уже было сказано, денег на продолжение войны у Европы нет, и на этом фоне европейцы вчера в очередной раз не смогли согласовать процедуру изъятия наших ЗВР.
Бельгия, на которую, если что, свалятся все шишки, по той причине, что большинство золотовалютных резервов РФ за границей хранятся именно у неё, мягко говоря, не захотела огребать в одиночку и потребовала солидарной ответственности за распил российских активов. Договориться не удалось.
«Мы не единственная страна, у которой есть замороженные российские активы. Мы — единственная страна, которая предлагает эти активы Украине, но есть и другие страны в Европе, как и в G7, у которых имеются значительные объёмы замороженных российских активов. Если мы хотим передать эти средства Украине, мы должны делать это всё вместе. В противном случае российские ответные меры могут затронуть только Бельгию, а это не очень разумно. Мы — маленькая страна, и ответные меры могут быть очень жёсткими. Они могут конфисковать все средства западных банков в России, национализировать компании с европейским капиталом. Посмотрите, что случилось с Google! То же самое может произойти с любой европейской компанией в России», — заявил бельгийский премьер Барт де Вевер.
Предвижу вопрос, а почему Европе так важно забрать наши деньги? Неужели всё дело только в желании как-то нагадить России? Не только, точнее, дело вообще не в этом.
Для того, чтобы лучше понять, что для европейцев значат наши ЗВР в контексте финансирования украинской войны, приведу конкретный пример. На днях во время визита Зеленского в Швецию с особой помпой подавалась новость о договорённости Киева и Стокгольма о поставке на Украину 150 шведских истребителей Gripen.
В итоге выяснилось, что речь идёт не о поставке, а только о намерении их поставить, что истребители не дадут, а продут Киеву, и то, если он придумает как за них заплатить. А денег, как мы знаем, у Украины нет. Что даже если и купят, то привезут их не раньше, чем через полгода, ну, и так далее. В общем, как ни крути, всё это просто пустой трёп.
В результате некоторое время спустя появилась информация, что Швеция в принципе-то готова помочь Украине, но хотела бы оплатить этот контракт за счёт тех самых ЗВР. Почему? Да просто потому, что иного способа получить живые деньги за эти самолёты не существует. Ни в рамках программы PURL, ни каким-то иным способом профинансировать сделку не получается.
Ну, так забирайте российские деньги и вся недолга, раз уж они вам так нужны. Э нет, всё не так просто. Тут ведь вот, что важно: европейцам совсем не улыбается перспектива украсть наши деньги только для того, чтобы потратить их на закупку в США оружия для Украины.
При такой схеме Трамп получает российские миллиарды, Зеленский — оружие и продолжение войны, а Европа — расходы и кучу проблем в виде ответных мер со стороны России, которых, как мы видим, они довольно серьёзно опасаются.
Европа не из тех, кто привык таскать каштаны из огня для других. Она, скорее, заставит это делать кого-то для неё. По крайней мере, так было раньше. Трамп же своей новой политикой поставил ЕС в крайне невыгодное положение, каждая попытка выйти из которого оборачивается для неё ещё худшими последствиями.
Заберут ЗВР — а следующее заседание по этому поводу назначено на декабрь — будет всё как сказано выше: ноль профита при массе издержек.
Не заберут — в апреле у Зеленского закончатся деньги. А «победить Россию» до весны никто из них, естественно, не рассчитывает.
Нет, они, конечно, очень надеются на то, что Трамп пойдёт дальше и не только объявит новые санкции, но и вернётся к прямой помощи Украине. И логика в этом, безусловно, есть, тут, как говорится, сказал «А», говори и «Б».
Но Трамп вряд ли на это купится и, максимум, на что согласится — так это продолжить давить на нас экономически, что, впрочем, и для него тоже чревато.
Он тут сегодня объявил о проведении наземной операции в Венесуэле и таким образом собирается прибрать к рукам венесуэльскую нефть, что как раз вписывается в контекст давления на Россию.
Но не похоже, чтобы это могло бы заставить нас сдаться. Скорее, уж мы постараемся ускорить дела на фронте, в первую очередь, увеличив мощь ударов наших ВКС, о чём вчера прямо предупредил президент России.
«Это попытка эскалации, но если таким оружием будут наноситься удары по российской территории, ответ будет очень серьёзный, если не сказать ошеломляющий. Пусть они об этом подумают». Конец цитаты
В чём во всей этой круговерти победа Европы, сказать очень сложно. Они вот тоже этого не до конца понимают, оттого, собственно говоря, и колеблются.