Пока Путин и Трамп готовятся решать судьбу украинских территорий, а именно территориальный вопрос будет ключом этих переговоров, российская армия вдруг предприняла неслабый накат на Херсон, который вот уже три года как оказывался в стороне от основных событий СВО. Фронт здесь как бы замер. Мы вышли из Херсона, взорвали мост — и все.
..
А тут вдруг все говорит о скорой высадке десанта на правый берег Днепра, где стоит Херсон.
Чем это так еще удивительно?.. Удивительно на фоне разговоров об обмене территориями. Украина и Запад рассчитывали, что Россия согласится отдать Херсонскую и Запорожскую область в обмен на то, что ВСУ оставят оставшуюся часть Донецкой. И будто бы именно так это и послышалось поначалу посланнику Трампа Уиткоффу. Потом, когда выяснилось, что это совершенно не так, все свалили на переводчика американца.
Россия же, как сообщил общественности первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, взамен полностью освобожденных от ВСУ четырех регионов — ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская область — готова отдать лишь так называемые «буферные» завоевания. Их тоже 4. Поселки в Харьковской, Сумской, Днпропетровской и Николаевской областях.
То есть, украинской армии, чтобы вернуть свои деревни в этих четырех областях, надо оставить Херсон, Запорожье и такие крупные города в ДНР, как Славянски, Краматорск, Покровск.
Запад и Украина говорят, конечно, о неравном обмене. Но они забывают, что Россия ставит на кон еще кое-что. Очень важное. Отказ от наступления. Потому что в результате этого наступления все эти города со временем все равно падут, а вот четыре буферные зоны, которые к тому времени значительно расширятся, уже останутся с Россией и будут для Украины недоступны.
Впрочем, сейчас на свет вышла еще одна инсайдерская информация по поводу обмена территориями. Как сообщило издание Axios, Россия якобы предложила США признать Донецкую и Луганскую области частью России, оттуда будут полностья выведены украинские войска (из ЛНР они все и так выведены), а в Запорожской и Херсонской областях позиции нашей армии попросту «заморозят».
Отдавать Херсонскую и Запорожскую область Россия не готова ни при каких обстоятельствах, это уже пишет Washington Post, поскольку через территории этих областей идет сухопутный коридор в Крым. А вот городами-центрами этих областей — Херсоном и Запорожье — Россия якобы готова была пожертвовать.
В ситуация с Херсоном эта информация выглядела правдоподобно, учитывая, что город находится на правом берегу Днепра, а значит наши войска и люди всегда будут там находится в опасности.
Однако теперь мы видим, что все эти западные инсайды не более чем пустые разговоры, раз Россия повела широкомасштабную атаку на Херсон.
– Почему именно сейчас обострилась ситуация вокруг Херсона? — вопрос обозревателю Ивану Головневу.
– Последние недели ВС России систематически разрушают логистику ВСУ на правом берегу Днепра. Удары по мостам, особенно в районе Карантинного острова – это подготовка к изоляции группировки противника. Я напомню, что остров находится в черте города. Оттуда ВСУ обстреливают левый берег и координируют БПЛА. Его потеря лишит Киев последнего оплота у Днепра. Сейчас остров превращён в укрепрайон, но без снабжения он станет ловушкой — как «Азовсталь» в 2022-м. Украинские источники подтверждают: без контроля над переправами их оборона рассыплется за считанные дни.
– А как же ПВО, почему они не прикроют мосты?
– ВСУ не могут остановить разрушение мостов. ПВО Киева обескровлена. За последний месяц уничтожены или повреждены 85% их Patriot и IRIS-T. Оставшиеся системы прикрывают Одессу и Днепропетровск – не до Херсона.
– Насколько серьёзны повреждения моста к Карантинному острову?
– По данным объективного контроля, прямые попадания ФАБ-1500 разрушили часть опор и полотно. ВСУ пока ремонтируют переправу, но её пропускная способность упала на 70%. А это уже критично для подвоза боеприпасов и ротации войск.
– Мирных уже вывозят?
– Да, потихоньку вывозят гражданских. Киев понимает: скоро город станет фронтом. Эвакуация – попытка избежать паники и потерь среди лояльного населения. Большинство пророссийских людей эвакуировались на наш берег еще в 2022-м. Впрочем, факт остается фактом – оккупационные власти бегут первыми, что деморализует даже фанатиков. Я думаю, до десантной операции остались недели.
– Реально ли форсирование Днепра крупными силами?
– Скажем так, массовая высадка маловероятна. Сейчас вообще картина войны сильно изменилась, массово никто не наступает – перебьют БПЛА. Сейчас работают группы по 2–3 бойца – они разведывают слабые места и создают плацдармы. Тактика та же, что в Покровске: просачивание, окружение опорников, уничтожение узлов сопротивления. ВСУ могут отойти, но путь к отступлению отрезают ФАБы.
– Какие силы ещё держат оборону в городе?
– Около 5 тыс. человек: остатки 59-й бригады, «корабельные» диверсанты и наёмники. Но без тяжёлой техники – её вывезли после падения Часова Яра.
– Какую роль играет группировка «Днепр»?
– Это ударный кулак русской армии в регионе. Под командованием генерала Теплинского (командующего ВДВ) она сочетает артиллерию, авиацию и мобильные десантные группы. Именно такие подразделения брали Часов Яр.
– Теплинский – живая легенда…
– Брать Херсон будет «самый хитрый боевой генерал», как его называют в Киеве. Все до сих пор вспоминают, как под его началом освобождали Красный Лиман. Взяли хитростью. Теплинский тогда приказал вести радиообмен на тувинском языке. Украинцы слушали радиоперехваты и ничего не могли понять. Дело в том, что наша 55-я бригада дислоцируется в Кызыле, больше половины бойцов – этнические тувинцы. Вот они и говорили на своем языке. Разведка противника просто плакала: переводчиков с тувинского на украинский или русский язык не нашлось.
– Предположим, мы возьмем Херсон, а что дальше?
– Город станет базой для ударов по Николаеву и Одессе. К тому же важно понимать, что херсонская операция – это не просто возврат территории. Это демонстрация: Россия методично выдавливает противника с исконных земель, а Запад бессилен ей помешать.